Аналитики считают, что государству выгоднее отдать убыточные объекты за копейки, чем продолжать их «кормить»
Эксперты считают, что для отечественной экономики будет лучше как можно быстрее избавиться от большинства объектов госсобственности.
Это позволит решить сразу две задачи.
«Во-первых, при быстром проведении приватизации есть возможность покрыть дефицит бюджета. Во-вторых, приватизация должна снизить уровень коррупции в стране в средне- и долгосрочной перспективе», – считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
По его прогнозам, в этом году дефицит госбюджета при оптимистическом сценарии составит около 5%. Такой дефицит сложно покрыть при закрытости для Украины внешних финансовых источников. И приватизация могла бы стать одним из способов если не компенсировать, то, по меньшей мере, уменьшить бюджетный дефицит.
Разумеется, сейчас за большинство гособъектов удастся выручить немного. Украинская экономика за два года упала на 20%, суммарный уровень инфляции за 2014-2016 годы составил 90%, гривна потеряла две трети своей стоимости, а плохой инвестиционный климат и большое количество политических рисков могут окончательно разубедить потенциальных покупателей тратиться .
По мнению экспертов, в таких условиях ожидать больших денег от приватизации как минимум наивно. Тем не менее, избавляться от госсобственности нужно именно сейчас.
Ведь госпредприятия – это, как правило, неэффективное управление и часто личное обогащение тех, кто сейчас управляет этими объектами.
«Формально предприятие управляется Фондом госимущества. А в реальности многие важные вопросы (особенно на рупных предприятиях) решаются на уровне отдельных министерств. А в стране с высоким уровнем коррупции априори не может быть эффективного управление госсобственностью», – поясняет Олег Устенко.
Директор по исследованиям Центра экономической стратегии Андрей Бойцун и вовсе считает, что есть более важные задачи, чем наполнение госбюджета.
«Это повышение эффективности. За 2015 год от приватизации мы получили около 150 млн грн., а сколько потеряли за этот год?», – вопрошает он.
К тому же в этом году наметилось оживление на мировых товарных рынках. По его словам, на некоторые виды сырья цены выросли с начала года в 1,5 раза.
По словам Андрея Бойцуна, без приватизации нет должной конкуренции на рынках, так как госпредприятия искажают реальную картину спроса и предложения за счет своего нерыночного поведения. Кроме того, как полагает эксперт, это даже хорошо, если цена на госимущество будет низкой при продаже. Тогда может появиться больше конкурентов, претендующих на тот или иной объект. А это, в свою очередь, позволит сформировать более справедливую рыночную цену.
«Вопрос о цене объекта – это разговоры ни о чем. Реальную стоимость объекта даст рынок. Поэтому, когда политики говорят, что нельзя приватизировать курицу, несущую золотые яйца, я спрашиваю: кто ходит с лукошком и собирает эти золотые яйца? Это точно не украинские налогоплательщики», – подытоживает Олег Устенко.