Сегодня часто звучит мнение о том, что человечество, идя «не тем» путем инженерно-технологического, но не духовного развития «болеет» губительными масштабными проблемами, среди которых едва ли не самыми актуальными представляются экологические угрозы — природа оказывается безжалостным к тем, кто, назвавшись ее царем, попытался без лишних просьб, силой знаний «взять» ее милости.
Климатические и техногенные катастрофы это лишь вершина айсберга, что может привести к вырождению человечества как такового. Картина фантастически неутешительная и, к сожалению, не далека от истины. Тяжелобольной организм человечества можно вылечить только кардинальными мерами и одним из первых должна быть «лечебная диета»: энергосбережение, сознательное сокращение потребления и использования возобновляемых источников энергии — чистых энергий солнца, воды и воздуха, в противовес подземным мертвым остаткам — нефти, газа и угля, которые загрязняют и зашлаковывают биосферу.
Впрочем, определенные оптимисты оценивают современное состояние несколько с другой точки зрения и утверждают, что человечество на рубеже тысячелетий с такими колоссальными усилиями и жертвами за сотню лет осуществило небывалый в истории количественный рывок, в результате которого численность и плотность населения на планете выросла до уровня, при котором образуется ноосфера — живое информационное пространство с невиданными до сих пор законами бытования без компьютеров и физических устройств передачи и связи. Однако, для этого нового состояния человечества нужны другие энергии — тонкие, чистые, не связанные с насилием при их добыче и использовании, энергии не из глубин земли, традиционно ассоциируемых с негативом, а энергий неба, солнца, свободной воды.
В обеих точках зрения либо как в качестве лекарств от смертельной угрозы, либо в роли постоянного питания для молодого человечества упоминаются так называемые возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
Ученые и практики среди многочисленных преимуществ ВИЭ очевидными и основными называют две.
Во-первых, ВИЭ в отличие от полезных ископаемых — неисчерпаемы. А уголь, газ, нефть и уран — имеют ограниченные запасы. Общее количество их оценивается учеными как достаточное на сотни лет, но правнуки или дальнейшие потомки неизбежно столкнутся с проблемой их нехватки. Впрочем, это может произойти гораздо раньше, учитывая стремительное увеличение потребления энергии и вынужденный рост затрат, необходимых для добычи имеющихся ископаемых запасов все с больших глубин.
Во-вторых, использование и добыча энергии из ВИЭ не несет экологической угрозы, по крайней мере она в сотни раз меньше, чем от традиционной энергетики — на уровне, не превышающем побочное влияние обычной жизнедеятельности человека, так называемый «фактор туриста».
Из первых двух, следует третье, — как это ни странно, но ВИЭ дешевле традиционной энергии и продолжает стремительно дешеветь:
3. Вследствие расширения масштабов производства и успешные инвестиции в научно-инженерные разработки все более эффективных средств, преобразования и аккумулирования энергии — все время растет рентабельность ВИЭ.
Подытоживая — на основе первичных инвестиционных затрат и стоимости топливной составляющей цена ВИЭ уже сегодня конкурентоспособна рядом с ценами традиционной энергетики. А принимая во внимание, сравнивая косвенно связаны с производством электроэнергии общественные затраты на устранение неблагоприятных экологических и техногенных последствий (медико-эпидемиологические, климатические и другие непредсказуемые последствия, радиационные угрозы, которые, как известно из школы, включают как кратковременные так и долговременные периоды полураспада частиц и влияния, таким образом, на последующие поколения, травматизм угледобывающей отрасли и многое другое) — энергия ВИЭ дешевле в разы.
Это как расходы на новое и старое авто — при малой покупательской цене старого автомобиля расходы на ремонт, обслуживание, топливо и возможные энциденты на дороге превысят расходы на якобы более дорогой новый автомобиль, который не портится, потребляет меньше топлива и не выбрасывает «сюрпризы».
Скупой платит дважды, а наше украинское общество — платит все время, беспрерывно: в платежках на электроэнергию, здоровьем или деньгами на лечение, дыша парами загнивающих рукотворных морей и пылью терриконов, через бюджет — на дотации шахтерам, на Чернобыль, на ремонт сетей и на будущее втридорога ценнее восстановления не отремонтированного вовремя оборудования, которое по оценкам экспертов уже на 80% полностью исчерпало ресурс, грозит в лучшем случае, вынужденным ремонтом и без предупреждений в любой момент прекращением его эксплуатации.
Читайте также:
- В Украине введен режим чрезвычайной ситуации в энергетике
- Google инвестирует в солнечную и ветряную энергетику
- 30% ВВП в Украине составляет энергетика
В-четвертых — ВИЭ позволяют и даже требуют уменьшения расходов на транспортировку — вследствие возможности размещения генерации не вблизи залежей полезных ископаемых, а в непосредственной близости от потребителя, поскольку потенциал малых водоемов, ветра и солнечной энергии намного равномернее распределен территориально, чем месторождения угля, нефти и газа. В целом, это даже не преимущество ВИЭ, а системотворческая черта новой модели построения энергообеспечения, известной в мире как тренд «распределенная генерация и умные сети». Основные преимущества это: 1) децентрализация энергонезависимости, которая начинается от домохозяйства и распространяется вплоть на всю страну, а не наоборот, как мы сейчас при централизованном управлении ОЭС; 2) значительная экономия на транспортировке электроэнергии и диспетчеризации, функции которой вместо Диспетчерского центра при традиционном построении системы, выполняют собственно сами «умные сети», которые в режиме реального времени управляют производством и потреблением по горизонтальному принципу «реакции всех на каждого».
Общеизвестные упреки относительно недостатков ВИЭ сводятся в конечном итоге к двум основным: 1) пока их мощностей недостаточно для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии; 2) увеличение доли ВИЭ неизбежно будет вызывать необратимые опасные изменения в национальных энергетических системах, связанные с необходимостью перестраивать принципы диспетчеризации, что дисбалансирует десятилетиями выверенную и отработанную систему. Оба соображения стандартной аргументацией любого старого, касательно чего-то нового, того, что только зарождается, но имеет большой и пока нереализованный потенциал, но создает таким образом опасность монополии старого, «проверенного», традиционного.
Отдадим должное уже осуществленным усилиям — человечеству, чтобы выполнить супертяжелую и в большинстве черновую количественную работу по росту плотности населения только за сотню лет нужно было много энергии, очень много, и в то время получить ее можно было только из-под земли — из залежей горючих органических остатков — нефти, газа, угля. Углеродистая энергия была необходима и ее относительно легкая доступность в большом количестве была определяющим фактором выбора, потому что энергии нужно было просто много, а какая она и которые сопроводительные процессы ее добычи и использования — было второстепенным.
Но сейчас от этой энергии уже земля и люди задыхаются. И если человечество планирует жить и развиваться дальше, больше чем несколько сотен лет, и когда оно стремится что-то изменить в вековечной истории рабства и войн, если мечтает о настоящей ноосфере и надеется, как минимум, на исчезновение войн вследствие повышения эмпатии на уровне среднестатистического человека — то дальнейшие шаги и вообще путь энергетического развития и прогресса человека проходит не под землей вместе с остатками мертвого угля, агрессивным ураном, едкой нефтью, а и над землей — в единении с неисчерпаемыми чистыми энергиями солнца, воды и воздуха.