На «теплые» кредиты денег больше нет

Повысив тарифы на коммуналку, граждан недавно ошарашили неприятной новостью: «теплые» кредиты, которые уже начали выдавать, вдруг «закончились». Эти деньги должны были идти на повышение энергоэффективности домов и в итоге снизить цифры в платежках.

  • Поделиться

Сейчас Украина сжигает 18 млрд. куб. м газа в год, причем половину его экспортирует, сообщил UBR аналитик Украинского центра европейской политики  Дмитрий Науменко. И хотя потоки удалось диверсифицировать, такая зависимость остается фактором риска.
«По нашим расчетам, тепломодернизация поможет сэкономить более 11 млрд. куб. м газа за год. Ведь около 2-2,5 млрд. мы теряем еще на этапе поставки тепла к зданиям, еще 9 млрд. — из-за низкого класса энергоэффективности зданий», — пояснил Науменко.
Тепломодернизация — единственный способ снизить расходы государства на поддержание ЖКХ, считает эксперт.
«Мы перешли от непрямого субсидирования, то есть низких тарифов, к адресному. И уже этот мало популярный шаг, повышение тарифов и одновременная выплата нуждающимся компенсаций, позволил сэкономить значительную сумму госсредств. В 2014 г. из бюджета шло около 100 млрд. грн. компенсаций монополистам, а в нынешнем году субсидий выплачено около 41 млрд. грн.», — привел цифры Науменко.
Как сообщил на днях премьер-министр Украины Владимир Гройсман, жилищные субсидии назначены 6,4 млн. семей.  Если учесть, что, согласно данным Госстата, в стране 16,5 млн. домохозяйств, то выходит, что 38% уже получают помощь от государства. И это число будет увеличиваться с началом отопительного сезона.
В этом году вопросы тепломодернизации, а значит, и уменьшения суммы субсидий, решались «теплыми» кредитами, которые предоставляли госбанки, а государство компенсировало их часть.
По данным Агентства по энергоэффективности, более 3 тыс. семей получили по правительственной программе безвозвратную помощь на 2,81 млн. грн. Львиная доля пошла на 37 ОСМД (или 3112 семей), которым компенсировали 2,32 млн. грн.  Еще полмиллиона гривен получило чуть более 70 рядовых граждан для утепления жилья. Спрос на эту программу (государство компенсирует ОСМД 40% средств, привлеченных для тепломодернизации домов) большой.
По информации ProfiDOM.com.ua, осенью за помощью обращалось по 15-20 ОСМД в неделю, что вдвое больше, чем весной. Однако продолжения программы в следующем году не будет, средства на нее не предусмотрен в бюджете. Зато прописаны 800 млн. грн. для создаваемого Фонда энергоэффективности.
Но как будет работать новая структура, пока неясно. И хотя вице-премьер-министр Геннадий Зубко пообещал пустить фонд уже к окончанию отопительного сезона, то есть к апрелю 2017 г., эксперты сходятся во мнении, что это маловероятно. Ассоциированный директор департамента энергоэффективности ЕБРР Сергей Масличенко отметил, что пустить такой финансовый институт с нуля за полгода крайне трудно.
«Бюрократические процедуры, по закону, занимают около двух лет», — отметил он.
Но главное, будет ли спрос на такой продукт, тревожится эксперт. К примеру, пущенной ЕБРР с лета программой IQ energy воспользовались лишь 800 клиентов, в целом получившие около 16 млн. грн. кредитов.
«Пока не принят соответствующий пакет законов, Фонд энергоэффективности не заработает. А будет спрос, найдется масса желающих дать деньги на тепломодернизацию», — считает Масличенко.
Речь идет о законе «Об энергоэффективности зданий», которым определяются условия получения сертификата с классом энергоэффективности дома, правила аттестации энергоаудиторов и их ответственность. Второго чтения ждет и закон «О жилищно-коммунальных услугах», где прописаны критерии выбора управителей и их права на тепломодернизацию домов, включая привлечение проектных организаций, энергосервисных компаний и др. Есть еще закон «О коммерческом учете» и собственно «О Фонде энергоэффективности». Шансы принятия этого жилищно-коммунального пакета до Нового года эксперты оценивают в 50%, учитывая, что вопросы реформирования на фоне стремительного повышения тарифов вызовут острую социальную дискуссию.
Представитель Еврокомиссии, глава группы поддержки Украины Кшиштоф Герульски не смог дать четкого ответа, какой вариант для страны лучше: как можно быстрее пустить работу Фонда энергоэффективности, несмотря на «сырое» законодательство, или все же тщательно отработать предложенный пакет, убрав все шероховатости, и подготовить к старту работы еще и подзаконные акты.
«Фонд, по нашим оценкам, будет работать лет пятнадцать, настолько большой в вашей стране объем работы по тепломодернизации жилого фонда. Механизм его деятельности должен быть тщательно продуман, доступен и понятен любому человеку. Частью этого фонда должен быть офис техподдержки с прописанными полномочиями», — говорит Герульски.
Пока же в Украине нет даже законодательно определенного термина «класс энергоэффективности».
«Директивами ЕС это понятие обозначено, но в каждой стране принята своя система. В Украине она тоже должна быть, и основываясь на ней, нужно проводить энергоаудит и мероприятия по тепломодернизации», — считает Кшиштоф Герульски.
Между специалистами идет и дискуссия на тему, кто вообще будет оплачивать услуги энергоаудитора: собственники жилья или Фонд энергоэффективности.
В целом, вопросов остается больше, чем даже предварительных ответов. Но все же Кшиштоф Герульски, предупреждая, что сложности с фондом затянутся, как минимум, на полгода, надеется, что работу он начнет в первой половине 2017 г. Тем более что средства на эту структуру предусмотрены не только в бюджете, но и в планах международных доноров.
«ЕС зарезервировал на этот фонд 100 млн. евро, Германия — еще 22 млн. евро. Средства есть», — утешил Герульски.
Что же будут делать граждане, чье жилье нуждается в срочной тепломодернизации, в переходной период, вопрос.
«Единственным методом, способным облегчить финансовую нагрузку населения, останутся субсидии», — считает Дмитрий Науменко.
Затем, убежден эксперт, благодаря тепломодернизации, бюджет сможет экономить около 5 млрд. грн. в год. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная