На принятие компромиссного решения об отмене запрета на вывоз лесо- и пиломатериалов у правительства и парламента есть время до 1 января 2017 года
На прошлой неделе министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой заявил, что треть вырубок в Карпатах производится вне закона. Такий вердикт заставил задуматься: а положил ли мораторий на экспорт леса конец хищническому уничтожению лесов?
Как известно, Верховная Рада в апреле 2015 года приняла закон, который на 10 лет запретил экспорт лесоматериалов в необработанном виде. Мораторий на вывоз древесных пород, кроме сосны, начал действовать с 1 ноября 2015 года. Экспорт сосны попадет под запрет с 1 января 2017 года. Однако площади лесосек не сокращаются, а деревообработчики жалуются на дефицит сырья.
За год действия моратория на экспорт леса прибавилось работы и правоохранителям, которые почти еженедельно сообщают об очередном уголовном производстве по факту незаконной вырубки ценных пород деревьев. Объемы вырубки в последнее время растут быстрыми темпами. В 2014 году лесная охрана обнаружила более 10 тыс. кубометров незаконно порубленной древесины, в 2015 году этот показатель вырос вдвое, а в 2016-м, по оценкам экспертов, он может достичь и 40 тыс. кубометров.
Несмотря на мораторий, древесину все же вывозят за границу. Наиболее распространенная схема – по фальшивым документам, по которым деловой лес становится… дровами. Но основная масса бревен не пересекает границу, а оказывается на частных пилорамах, которых по несколько почти в каждом селе в Карпатах или на Полесье.
По словами Петра Тестова, эколога международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек», около 90% таких пилорам работают на нелегальной древесине, поэтому браконьеров мораторий на экспорт леса не остановит.
Не спасет украинские леса и мораторий на саму вырубку. По мнению экспертов, запрет заготовки древесины быстро приведет к резкому ухудшению санитарного и противопожарного состояния лесов, негативно повлияет на сохранение и воспроизводство природных ландшафтов. А в ситуации, когда фиксируется массовое усыхание ельников и сосняков, санитарная вырубка необходима, чтобы восстановить экосистему.
Возможность найти дешевое сырье для деревообрабатывающих предприятий за счет незаконных рубок уменьшает доходы государственных лесхозов от легально реализованной продукции. Без государственной поддержки эти предприятия вынуждены экономить на ведении лесного хозяйства, в частности сокращать финансирование охраны, защиты, воспроизводства лесов и поддержания лесной инфраструктуры. В результате безденежья отрасль теряет работников. Поэтому одномоментный выигрыш лесоперерабатывающих предприятий за счет дешевого сырья в долгосрочной перспективе приведет к упадку лесного хозяйства в целом.
Не учли сторонники введения моратория и других проблем. Спрос на ворованный лес вызвал появление бригад «черных лесорубов». Это целые шайки браконьеров, вооруженных бензопилами с глушителями и приборами ночного видения. Чтобы замаскировать свою деятельность, воры перевозят древесину ценных пород в грузовых микроавтобусах. Буквально на прошлой неделе работники мобильной рейдовой бригады государственного предприятия «Городоцкое лесное хозяйство» на Волыни совместно с полицией остановили «Ford» с древесиной. Документов на груз, который направлялся на пилораму, водитель не имел. И таких случаев – сотни. Только в Волынской области, по словам областного прокурора Максима Киричука, действует более 1100 нелегальных лесопилок.
«Незаконно вырубленный лес режут на таких же нелегальных предприятиях и потом продают доску на экспорт», – говорит прокурор Максим Киричук.
«Во время обысков на территории пилорам правоохранители обнаружили более 600 кубометров древесины. По заключению профильных специалистов, 130 кубических метров составляет древесина ценных пород, в частности дуб, пихта, лиственница. На большую часть выявленной древесины владельцы пилорам не смогли предоставить никаких документов», – сообщения Службы безопасности Украины такого типа, к сожалению, уже стали обыденностью. Разница только в объемах найденного на пилорамах нелегально срубленного леса.
В этом году к уголовной ответственности за порубку леса привлечено лишь 290 человек. Преступники не только стали более профессиональными, но и часто действуют под защитой покровителей в погонах и с депутатскими мандатами.
Введение моратория не только привело к росту незаконных рубок и контрабанды леса, но и к проблемам в отношениях с европейскими партнерами. В Брюсселе понимают наше стремление прекратить уничтожение лесов и развить собственную перерабатывающую отрасль, но действующий механизм достижения этих целей – мораторий – считают несоответствующим нормам Всемирной торговой организации и обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. В ответ европейцы могут применить антисубсидиционные пошлины на украинские пиломатериалы и прекратить оказывать макрофинансовую помощь в размере 1,2 млрд евро. Фактически, это цена реформирования лесной отрасли.
Для наработки компромиссных решений для защиты лесных насаждений по распоряжению премьер-министра Владимира Гройсмана создана рабочая группа во главе с министром Тарасом Кутовым. Сопредседателем этой группы является народный депутат, секретарь комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Остап Еднак. Но готовы ли народные избранники пересмотреть свое решение, которым ввели мораторий на экспорт? Оказывается, с приближением даты 1 января 2017 года, этот вопрос сейчас активно обсуждается в среде многих фракций и депутатских групп. Некоторые из них уже заявили о необходимости отменить мораторий.
Первым это сделал руководитель депутатской группы «Партия «Возрождение». Встречаясь с главой Представительства Европейского Союза в Украине Хюгом Мингарелли, народный депутат Виталий Хомутынник предложил искать компромиссное решение в вопросе снятия моратория на экспорт леса-кругляка.
«Вместо моратория на вывоз леса могут быть предложены экспортная пошлина и квотирование. Эти два механизма будут адекватной заменой моратория, который сейчас действует», – заявил Виталий Хомутынник. По его словам, размер экспортной пошлины может составить до 10%, и такая норма не противоречит нормам Соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом.
О необходимости искать компромиссное решение говорят и представители «Народного фронта».
«Мы понимаем, что надо садиться с нашими европейскими партнерами и общаться с ними. Надо идти к компромиссу», – говорит глава парламентской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак.
Единства во взглядах на необходимость отменить мораторий в Верховной Раде пока не хватает, констатирует народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Нина Южанина. Однако парламент должен послать сигнал европейским партнерам, что Украина будет придерживаться своих обязательств, считает она.
«Я вижу попытки правительства разъяснить народным депутатам, что мы должны поступать относительно партнеров профессионально, с предоставлением объяснений, аргументации предварительно, а не вводя норму, которая вступает в силу сразу. Всем известно, что в Польше расположено огромное количество производств по изготовлению изделий из древесины, и они все ждали нашего сырья. Поэтому по отношению к ним это действительно некорректно было сделано. Но правительство должно предложить, как достойно выйти из ситуации», – отметила Нина Южанина.
Отсутствие ответственности перед партнерами отмечает и народный депутат от фракции «Самопомощь» Елена Сотник, секретарь парламентского комитета по вопросам европейской интеграции.
«Мы только подписали Соглашение об ассоциации, еще не все выполнены обязательства по его имплементации, а уже начали нарушать торговую часть. Это выглядит не очень по-партнерски относительно европейцев. Они считают это нарушением соглашения», – говорит представитель «Самопомощи».
Однако уже вскоре, по словам Елены Сотник, народные депутаты вместе с чиновниками начнут устранять препятствия свободной торговле, на которые указывают в Евросоюзе.
«Кабинет Министров уже работает над законопроектом, который был бы более взвешенный и сбалансированный и с точки зрения интересов Украины, но в то же время не нарушал наших обязательств по Соглашению об ассоциации», – отметила Елена Сотник.
Времени на принятие компромиссного решения об отмене моратория на вывоз лесо- и пиломатериалов у украинской стороны осталось до 1 января 2017 года, когда вступит в силу полный запрет на экспорт древесины. Но первый серьезный экзамен для чиновников и народных депутатов предстоит уже через несколько недель на 18-м саммите «Украина-Европейский Союз», где будут они отчитываться о ходе реформ, одной из которых остается реформа лесной отрасли.