Украине на зиму не хватает угля и газа

В «Нафтогазе» сетуют на решение Кабмина, а правительство пытается подстраховаться

В Украине усугубляется энергетический кризис. Правительство вынуждено впервые за последние четыре года расконсервировать газо-мазутные блоки на ТЭС и распорядиться о создании мазутного резерва, а также увеличить план по закачке природного газа до 17 млрд кубометров, пишет «РБК-Украина».

Несмотря на то, что тепловая генерация с приходом осени и падением температуры воздуха стала сжигать меньше угля — сейчас страна потребляет до 65 тыс. тонн угля в сутки (летом — до 100-110 тыс. тонн), запасы угля на складах украинских ТЭС не растут. «За последний месяц запасы угля на складах украинских ТЭС не пополнялись», — заявил и. о. главы ГК «НЭК Укрэнерго» Всеволод Ковальчук.

По данным компании, на складах ТЭС по состоянию на 7 сентября — по-прежнему не более 1 млн тонн энергетического угля — 439 тыс. тонн антрацитовых марок и 564 тыс. тонн газовой группы. Если посмотреть на данные Министерства энергетики и угольной промышленности, то ситуация еще хуже. По данным ведомства запасы угля составляют 961 тыс. тонн, из них антрацит — не более 400 тыс. тонн. Это на 50% меньше, чем в сентябре 2015 года, и на 27% ниже запланированных объемов. При этом, дефицит угля составляет не менее 1,1-1,3 млн тонн.

Дефицит угля составляет не менее 1,1-1,3 млн тонн

Прежде всего, правительство исходит из того, что необходимо довести уровень отгрузки энергетического угля до 97 тыс. тонн в сутки, а также обеспечить необходимое количество железнодорожных вагонов для вывоза угля-антрацита с неподконтрольной территории.

«Железная дорога будет работать, вроде договорились «с той стороной» (непризнанными формированиями т. н. «ДНР» и «ЛНР», которые блокируют поставки угля на подконтрольную Украине территорию, — ред.)», — сообщил высокопоставленный источник в Кабмине, знакомый с ситуацией.

Согласно правительственному плану подготовки к осенне-зимнему периоду, запасы энергетического угля на складах украинских ТЭС к 1 ноября должны составлять 2,7 млн тонн. Добиться этого чиновники планируют, в том числе, и за счет импорта угля. В конце августа министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик сообщил, что в сентябре-октябре Украина получит 300 тыс. тонн импортного угля.

«Мы сейчас только сжигаем все, что еще осталось после высоких летних нагрузок, и все, что завозим. А атомные энергоблоки все еще на ремонте, и раньше октября в эксплуатацию они не войдут. Ситуация еще не критическая, но сложная», — рассказал источник в Кабмине.

По данным «Укрэнерго», 6 сентября «вне резерва» находилось 9 энергоблоков ТЭС ПАО «Центрэнерго» (общая мощность 2325 МВт) «из-за отсутствия угля антрацитовой группы». Кроме того, в ремонте 2 энергоблока Запорожской АЭС (2000 МВт), которые, по прогнозам министра Игоря Насалика, запустятся не ранее 25 сентября. Также еще около 1402 МВт — аварийные заявки на ТЭС и ТЭЦ. В Кабмине критичность ситуации осознают, поэтому решили внести изменения в план подготовки к отопительному сезону.

Ставку в правительстве делают на другие виды топлива. В частности, согласно распоряжению Кабмина, НАК «Нафтогаз Украины» должен до 1 ноября закачать в подземные газохранилища 17 млрд кубометров.

По мнению чиновников, именно этот объем позволит обеспечить всех потребителей (население, промышленность и теплоснабжающие предприятия) природным газом «при условии значительного понижения температуры воздуха зимой». Сейчас в ПГХ Украины 12,74 млрд кубометров, что всего на 13% меньше показателей 2015 года.

Впрочем, в прошлом году НАК с аналогичными обязательствами справился — на 1 декабря 2015 года запасы газа составляли 17,1 млрд кубометров. «Мы вошли в прошлый сезон с 15 млрд кубометров запасов, нарастили их до 17 миллиардов. По итогам сезона у нас осталось 2 млрд кубометров», — поясняют в «Нафтогазе». Кроме того, «Нафтогаз» рассчитывает получить кредит от Всемирного банка в 500 млн долларов на закачку газа, но этот вопрос будет зависеть от решения МВФ по предоставлению Украине очередного транша.

«Конечно, сейчас мы уже не успеем закачать 17 млрд кубометров. Но совершенно непонятно, зачем наращивать сейчас такой объем газа и тратить на это средства. Ведь увеличить объем закачки за счет российского газа мы не можем — для этого необходимо подписать допсоглашение с «Газпромом». Разумеется, что это невозможно сделать сейчас и ухудшит наше положение в Стокгольмском арбитраже. А европейские поставки проходят стабильно. Видимо, Минэнерго за счет нас закрывает свои недоработки по накоплению запасов угля», — рассказал изданию источник в НАК «Нафтогаз-Украины» на условиях анонимности.

Ранее глава НАК Андрей Коболев заявлял, что российский «Газпром» не хочет подписывать дополнительное соглашение к контракту. «Газпром» говорит — не надо никаких допсоглашений, если, мол, вы хотите возобновить покупку нашего газа, то внесите предоплату и все. Но есть высокий риск того, что, внеся предоплату, «Газпром» скажет, что это — в счет уплаты долга, который мы оспариваем в суде в Стокгольме», — объяснил собеседник в НАКе.

Одним мазутом мазаны

Перспективы остаться в отопительный сезон без необходимого количества угля и с незаполненными ПХГ заставляют правительство искать все возможные выходы. Правительство пошло на то, что было принято распоряжение, которым предусмотрено создание на ТЭС мазутного резерва в этом году. Согласно распоряжению, к 1 ноября «запасы мазута как резервного вида топлива должны составлять 133 тыс. тонн». Сейчас, по данным «Укрэнерго», эти запасы составляют 30,8 тыс. тонн, а емкость хранилищ — 1,1 млн тонн.

Правительство редусмотрело создание на ТЭС мазутного резерва

Альтернативу углю и газу в мазуте правительство ищет не впервые. Еще в кризисный для энергетики 2009 год Кабмин Юлии Тимошенко анонсировало частичный переход страны с газа на мазут и внесение этого вида топлива в перечень «критического импорта». В сентябре 2014 года к этой идее вернулся тогдашний вице-премьер-министр регионального развития Владимир Гройсман.

Однако, законсервированные в 2012 году газо-мазутные блоки украинских теплогенерирующих предприятий чиновники решили «разморозить» в июне 2016 года, прежде всего, на Трипольской и Запорожской ТЭС.

«Если говорить о создании резерва, то необходимо не меньше 450-600 тыс. тонн мазута, а 133 тыс. тонн — это крайне мало. Важно понимать, что мазут — резервное топливо. В холодное время года, он густеет, его нужно где-то хранить, и, несмотря на его теплотворность — 680 кг мазута приравнивается к 1 тонне угля — пользоваться им более 2-3 дней дорого. Стоимость этого топлива практически приравнивается к газу, а уголь — дешевле», — заверил директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.

В прошлом году страна импортировала уголь по цене 80-84 долларов за тонну (55 долларов — цена угля, остальное — перевалка и транспортировка). Газ Украина импортирует в 2016 году по цене ниже 200 долларов за тыс. кубометров. Увеличение доли газа и мазута при генерации электроэнергии неминуемо отразится на тарифе для конечного потребителя, говорят эксперты. Ведь нацрегулятор — НКРЭКУ — будет вынужден учесть в стоимости электроэнергии потребленное предприятиями топливо. «Себестоимость электроэнергии на газе 2,7 гривен за киловатт. Кто будет платить такую цену?», — говорит Харченко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная