Westinghouse опроверг слова властей Украины о строительстве завода

Ядерное топливо для нашей страны хотят производить за рубежом

Полтора месяца прошло с тех пор, как министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик впервые сообщил громкую новость: в рамках программы снижения зависимости от России в сфере ядерной энергетики американо-японская компания Westinghouse «готова начать работу» по строительству завода по производству топлива для украинских АЭС. В самой Westinghouse это не подтверждают, пишет Deutsche Welle.

В компании действительно знакомы с планами украинского правительства нарастить собственные мощности по производству ядерного топлива. Там даже подтверждают готовность рассмотреть свое участие в подобном проекте – это следует из комментария вице-президента и управляющего директора компании в Северной и Восточной Европе Азиза Дага. Впрочем, сделать это в Westinghouse готовы только при условии, что Киев самостоятельно найдет финансирование проекта.

«На данный момент в мире можно наблюдать избыток мощностей по производству ядерного топлива, поэтому строительство новой фабрики не принесет значительных экономических преимуществ для страны, – пишет Даг. – Впрочем, если страна решит сделать подобную инвестицию, Westinghouse рассмотрит возможность своего участия в проекте».

В министерстве энергетики и угольной промышленности Украины также не смогли подтвердить наличие конкретных договоренностей с американо-японской компанией. В пресс-службе ведомства отметили, впрочем, что «украинской стороной ведутся переговоры с потенциальными инвесторами для возможного финансового обеспечения данного проекта». 

Зато в министерстве подтвердили намерения производить топливо для АЭС на украинской территории. Для этого Минэнергоугля Украины разработало «проект концепции государственной целевой экономической программы развития атомно-промышленного комплекса Украины на 2016-2020 годы». Это, по мнению чиновников, должен стать «системным решением», чтобы решить политические риски, связанные с монопольным поставщиком топлива. Собственное производство должно стать для начала третьим (кроме русских и Westinghouse, – Ред.), а затем – единственным источником топлива для украинских АЭС.

Пока, как следует из письма министерства, дело далеко не продвинулось: «Сейчас в Минэнергоугля готовится проект приказа о создании рабочей группы с целью законодательного урегулирования проблемных вопросов, связанных с возможной реализацией проекта создания отечественного ядерно-топливного цикла». Откуда оптимизм относительно готовности Westinghouse начать работы по строительству завода – в ведомстве не объясняют.

Но даже если бы украинское правительство должно деньги и реальную договоренность с Westinghouse, такая инвестиция, по мнению всех опрошенных экспертов, была бы бесполезной. Директор по связям с общественностью ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная считает, что министр был неправильно информирован. Она рассказывает, что весной этого года на фабрике Westinghouse в шведском Вестеросе была торжественно открыта дополнительная линия по производству ядерного топлива под водо-водяные энергетические реакторы, работающие на украинском и других АЭС в Восточной Европе. Это расширение приведет к еще большему насыщению рынка ядерного топлива, где избыток мощностей есть не только у Westinghouse, но и в российской компании ТВЭЛ. Только эти два производителя могут поставлять топливо для реакторов такого типа.

Попытка создать третьего поставщика на рынке топлива для этих реакторов может стать дорогим удовольствием, рассказывает Кошарна, ведь это высокотехнологичное изделие, который требует больших инвестиций, что в свое время и сделала Westinghouse. «Потому что они не копировали, они разрабатывали собственное решение под именно этот конкретный тип реакторов, они вложили большие деньги и имели мощную конструкторскую базу», – уверяет эксперт.

О намерениях производить ядерное топливо для Украины именно на своем шведском заводе в начале августа заявила и пресс-секретарь Westinghouse Кортни Бун в комментарии газете Pittsburgh Post-Gazette. Впрочем, и в нынешних рыночных условиях Украина находится в выгодном положении. Полностью переходить на топливо американо-японской компании также рискованно, а наличие российского конкурента сохранит техническую и ценовую состязательность между двумя поставщиками, говорит Кошарная: «Вопрос лишь в долях».

По мнению парижского независимого эксперта по вопросам ядерной энергетики Майкла Шнайдера, проблем с насыщенностью рынка ядерного топлива для реакторов ВВЭР на сегодня нет. Как и Кошарная, он отмечает: с этой целью Westinghouse вложила десятки миллионов долларов в расширение своих мощностей в Швеции. Поэтому он советует относиться к любым поспешных заявлений взвешенно. «Атомная энергетика имеет долгую историю нарушенных обещаний именно потому, что первоначальные предположения были нереалистично оптимистичным», – говорит Шнайдер.

Вместе с тем, сотрудничество между Westinghouse и Украины в целом развивается успешно, констатируют обозреватели. Американские СМИ, в частности, Forbes, в начале августа сообщили о планах компании на следующий год расширить поставки ядерного топлива на шесть украинских реакторов вместо нынешних трех.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная