Дно позади: как оживает экономика Украины

Эксперты говорят о том, что Украина начала выходить из кризиса

Экономика Украины начинает медленно идти в рост после затяжного двухлетнего спада — об этом говорят как данные Госстатистики за первый квартал, так и эксперты «Сегодня». Рост объемов промышленной продукции специалисты объясняют прежде всего оживлением мирового рынка металла, где Украина — один из основных игроков. Но вот повышение оборота розничной торговли, который падал более года, эксперты называют самым точным индикатором того, что худшее уже позади.

ЧТО ИМЕЕМ. Говорить о впечатляющих успехах пока не приходится. Лишь промпроизводство с начала года выросло на 3,7% по сравнению с январем—мартом 2015 г. и розничная торговля в плюсе на 1,6% (год назад за январь—март имели обвал соответственно на 21,4% и 23,9%). По другим макропоказателям спад просто замедлился, но «минус» остается: сельское хозяйство –1,7% (год назад было –4,7%), капитальные инвестиции –1,7% (было –24,1%), реальная зарплата –6,8% (было –20,1%). А вот падение ВВП, наоборот, ускорилось с –6,8% в первом квартале 2015-го до –9,9% в первом квартале 2016 г. Также продолжают снижаться объемы экспорта и импорта: –27,2% и –29,9%, соответственно (было –14,6% и –28%).

ПРИЧИНЫ. Аналитик компании «Простобанк консалтинг» Иван Никитченко говорит, что рост промпроизводства произошел прежде всего из-за повышения стоимости металлопроката на мировом рынке примерно на 15—20%, т. е. от фактора, не зависящего от действий наших властей. «При этом рост розничной торговли находится практически на одном уровне с инфляцией. Другими словами, население все еще не может увеличить свою покупательную способность», — отметил Никитченко. Впрочем, аналитик ГП «Укрпромвнеш­экспер­тиза» Олег Гнитецкий считает, что экспорт металлопродукции вряд ли даст значительный толчок развитию экономики. «Темпы экономического развития мирового рынка и, соответственно, темпы роста потребления металлопроката пока остаются низкими. Поэтому значительного увеличения ниши для внешних продаж украинского проката в ближайшие год-два не предвидится», — говорит Гнитецкий. А президент Украналитцентра Александр Охрименко подсчитал, что 1,5—2% в подъеме промышленности дало резкое увеличение добычи угля (на 32%), причем в статистику впервые включили уголь, добытый на временно неконтролируемых Украиной территориях. Это, по мнению Охрименко, правильно, так как фактически топливо выдают на-гора структуры, которые платят налоги в Украине. «Роста промышленности как такового нет, но уже нет и падения. Пока проводимые властями реформы не дают ощутимых результатов, и бизнес развивается скорее вопреки им, — считает эксперт. — Плюс властям в том, что фактически остановлена война на Востоке, это позволило нашему бизнесу (об иностранном инвесторе речь пока не идет) почувствовать уверенность в завтрашнем дне и начать постепенно вкладывать в экономику страны. На сегодня экономика достигла дна, но с осени ожидается постепенное оживление, которое проявится в полной мере к 2017 году».

А вот розничная торговля действительно оживает, причем Охрименко прогнозирует, что главной причиной этого станет экспорт рабочей силы как на Запад, так и на Восток. То есть люди едут на заработки, а валюта поступает в страну и идет на потребительский рынок. Как уточнил нам Охрименко, украинцы массово едут в Европу на сезонные заработки (сбор и сортировка овощей, ягод и фруктов). А жители промрегионов, прежде всего тех, где до 2014 года было развито машиностроение, уезжают в поисках работы в страны бывшего СССР, так как заказы шли в основном в РФ, а теперь их нет. Самый большой поток заробитчан на Восток — из Харьковской области (авиастроение, тракторостроение), Запорожской (автомобилестроение) и Донбасса (добыча угля). «Это нормально: поляки едут на заработки в Англию, Германию, наши — в Польшу. А в РФ едут наши станочники, слесари, инженеры и шахтеры. Они более востребованы, чем местные», — говорит Охрименко.

Чего ждать дальше

Эксперты обещают дальнейшее улучшение ситуации в экономике, но при этом временное ухудшение жизни народа, начиная с нынешней осени и примерно до следующего лета. «По итогам года возможен рост реальной зарплаты, но лишь на несколько процентов, что не компенсирует потери 2014—2015 годов, — говорит Никитченко. — Инфляция составит к концу года до 15%. Ключевой станет осень, тогда окончательно станет понятна ситуация с траншем МВФ и другой финпомощью. Без них можно ожидать девальвации гривни, но не такой резкой, как в прошлые годы (на 10—12%). ВВП по итогам года вновь снизится, еще ухудшив реальные доходы населения. А при стабильном получении финпомощи Запада мы сможем стабильно пройти осень и выйти на прогнозируемые 1—2% роста ВВП». Про прогнозам Охрименко, весь 2016 г. экономика будет «лежать на дне», накапливая инвестиции, но это — предпосылка для того, чтобы с 2017 г. начался рост. «На первое место выйдет сельское хозяйство, туда уже идут вложения. Но за счет разогрева экономики и подорожания «коммуналки» годовая инфляция ускорится с нынешних 9,8% до 20—22%, а курс доллара поднимется до 28—29 грн. При этом зарплаты фактически заморозятся до лета 2017-го из-за требований МВФ и превышения предложения рабочей силы над спросом», — считает эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная