Как заработать на столярном коворкинге: бизнес-план

На желающих делать мебель самостоятельно можно заработать 12 тыс. грн в месяц

Каждый предприниматель знает: если хочешь добиться успеха в кризис, твой бизнес должен быть креативным, инновационным и актуальным. Особенно это важно в условиях жесткой конкуренции. Поэтому хорошим примером антикризисного стартапа может стать так называемый индустриальный коворкинг. Речь идет о некоем пространстве, которое клиент может взять в аренду и заняться там чем-то определенным — научиться готовить необычные блюда, сделать мебель своими руками, спаять микросхему или изучить азы программирования. «Сейчас обычным коворкингом или антикафе, где смотришь кино, слушаешь лекцию маркетолога или работаешь за компьютером, никого не удивишь. Поэтому новые помещения должны ориентироваться на конкретную аудиторию — школьников, мам с детьми, конструкторов. То есть можно открыть коворкинг для детей, где будут кружки по интересам, или организовать ателье, где женщины сами пошьют себе наряды. Такие услуги востребованы, ведь они качественнее или дешевле, нежели на рынке», — поясняет глава Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос. «Сегодня» изучила риски и перспективы запуска столярного коворкинга.

Бизнес-план столярного коворкинга

1. Описание проекта

Открываем в Киеве индустриальный коворкинг «Мастерок». Наша «фишка» — в создании мебели или аксессуаров из дерева… своими руками. То есть каждый клиент сможет выбрать чертеж стула, стола, комода, имеющийся у нас в архиве. После этого он оставляет заявку. Администратор рассчитывает стоимость изготовления мебели, заказывает детали мебели у партнеров и договаривается о времени работы клиента. Причем здесь учитывается время сборки табурета или комода, так как в коворкинге идет почасовая оплата. Когда клиент приезжает в коворкинг, он получает в свое распоряжение рабочее место, инструмент и детали конструкции: ему остается только собрать мебель, отшлифовать и покрасить. На выходе человек получает эксклюзивную деталь интерьера, выполненную своими руками, которая стоит в разы дешевле, нежели на рынке. С учетом того, что аналогичных предложений в Киеве почти нет, свою аудиторию получим быстро. По оценкам, если ежедневно в «Мастерок» будут приходить 15 человек с чеком 160 грн, проект окупится через 4 года.

2. Стартовый капитал

Для работы нашего индустриального коворкинга арендуем в Киеве 160 кв. м на Позняках. При этом нужно заложить 68 тыс. грн на ремонт и «коммуналку», поскольку будем делать ремонт около двух месяцев. Небольшой косметический ремонт обойдется в 200 тыс. грн: в него войдет покраска стен, оборудование санузла, электроработы, сигнализация, видеонаблюдение и т. д. Еще 100 тыс. потребуется на закупку мебели — верстаки, шкафы, стулья, светильники, сейф и т.д. А 100 тыс. грн уйдет на оргтехнику — ноутбуки, сканер с принтером, модем-роутер, холодильник, кофемашину и т. д.

Не обойтись и без инструментов: шуруповерты, дрели, лобзик, фрезер, электрорубанок, молотки, отвертки, плоскогубцы, кисточки и прочее: на это заложим 60—80 тыс. грн. Еще около 10 тыс. грн заложим на закупку и пополнение расходников — саморезы, уголки, направляющие, краски, лаки и др. Все это позволит создать до 20 рабочих мест.

ВСЕГО: 558 тыс. грн.

3. Текущие расходы

Здесь нужно учесть затраты на аренду помещений (24 тыс. грн), «коммуналку» (5—10 тыс. грн), а также на интернет, мобильную связь, сигнализацию (1—2 тыс. грн). Кроме того, возьмем на работу четырех администраторов, которые будут работать через день в две смены — утром и вечером (ставка — 200 грн в день). Их обязанности: общение с клиентами, ведение соцсетей и сайта, консультации по работе с инструментами. Плюс на полставки возьмем бухгалтера (3 тыс. грн), уборщицу (2 тыс. грн). А еще на мелочи (покупку моющих, лампочек, туалетной бумаги, канцтоваров, мелких деталей) понадобится 5 тыс. грн.

ВСЕГО: 58 тыс. грн.

4. Маркетинг, реклама

Для популяризации нашего проекта воспользуемся как платными, так и бесплатными методами продвижения. Так, для начала запустим странички в социальных сетях, где будем публиковать новости, а также информацию о лекциях и мастер-классах. Не забываем об акциях, бонусах. А постоянные клиенты получат скидки или сюрпризы: «В день рождения — банка краски в подарок». Кроме того, воспользуемся сайтами-скидочниками и разместим объявления на онлайн-досках. И конечно же, закажем визитки, флаера, вывеску, на что заложим 5 тыс. грн. А еще запустим свой сайт-визитку, где будут фото коворкинга, рабочих мест и примеры самостоятельно изготовленной мебели. На создание сайта, а также на домен, хостинг, техподдержку сроком на год уйдет 20—25 тыс. грн.

ВСЕГО: 30 тыс. грн на старте и 2 тыс. грн ежемесячно.

5. Окупаемость проекта

Как отмечают эксперты, средняя наценка на работу коворкинга составляет 20—30%. Это значит, что при себестоимости услуг в 30 грн можем просить 40 грн/час. В среднем на изготовление мебели клиентам нужно 3—4 часа, а значит, чек может составить 120—160 грн. Предположим, что ежедневно в коворкинге будут работать 10—15 человек. То есть за месяц заработаем 72 тыс. грн. Минусуем текущие (58 тыс. грн) и рекламные (2 тыс. грн) затраты (всего 60 тыс. грн), получаем 12 тыс. грн. А с учетом стартовых (558 тыс. грн) и рекламных (30 тыс. грн) вложений (всего 588 тыс. грн) выходит, что проект окупится через 4 года. Но коворкинг получит своего клиента — ведь собственноручно сделанное кресло в итоге обойдется в 400 грн, а на рынке аналог будет стоить минимум 1000—1500 грн.

Мастерская: привет из прошлого 

Идея расписать бизнес-план столярного коворкинга возникла у нас неслучайно: в Киеве уже имеется формат, где можно самостоятельно сделать мебель из дерева. Называется проект «Павильон 39». Как рассказывает его инициатор, Арарат Овакимян, общественная мастерская заработала прошлой осенью. И уже тогда возник высокий спрос на услуги по самостоятельной сборке мебели: «Мысль создать такого коворкинга была логичным продолжением нашего прошлого. Все помнят, как в школах учились на уроках труда собирать табуретки. А вот если сейчас хочешь изготовить мебель самостоятельно, то дома это сделать сложно — нужны чертежи, оборудование, материалы… И, когда открылось наше помещение, где люди могут постолярничать, к нам потянулись и студенты, и родители с детьми, и старший возраст. Кто-то хотел починить свою мебель, а кому-то было важно провести с ребенком время и научить его чему-то новому».

По его словам, еще осенью-зимой процесс работы в столярном коворкинге был следующий: сначала клиенты могли выбрать чертеж предмета мебели из архива, или предложить свой вариант; потом детали из фанеры обрабатывались на фрезеровочном станке специально обученным человеком (из соображений техники безопасности); а потом клиент мог заняться самостоятельной сборкой изделия, шлифовкой, покраской или лакированием. При этом человек оплачивал непосредственно материал (если не приносил его с собой), изготовление деталей на фрезеровочном станке, а также почасовую аренду рабочего места с целью сборки мебели. «Сейчас в нашей мастерской идет ремонт. А фрезеровочный станок мы решили передать знакомым, у которых есть цех. И когда после ремонта снова откроемся, будем у них заказывать для клиентов изготовление деталей — по типу аутсорсинга. Этот шаг был необходим, поскольку позволил освободить пространство для новых рабочих мест, в которых нуждаются клиенты коворкинга», — разъясняет Арарат Овакимян.

Смотрим на бизнес шире

Ограничиваться коворкингом по созданию мебели Арарат Овакимян не намерен: планирует организовать базу по реализации самых разных стартапов. «Здесь будет несколько зон, где можно обсуждать идеи, пользоваться 3D-принтером, эксплуатировать компьютеры для разработки программного обеспечения, применять инструментарий для изготовления плат… Условно, кто-то задумал создать ручку-сканер и продумал реализацию этой идеи. Но человеку негде заняться разработкой и изготовлением самой ручки-сканера. Эти возможности он получит в общественной мастерской. Думаю, каждой креативной группе на реализацию стартапа хватит пару месяцев работы в «Павильоне 39″. А потом будет освобождаться место для других творческих команд», — рассказывает Овакимян. По его словам, идея создания базы для реализации стартапов возникла давно: «У нашей команды тоже много идей в разработке — от доступных мобильных до складных домиков. Так что мы прекрасно понимаем проблемы тех авторов, у которых есть идея, но нет места для реализации. Такую базу рано или поздно кто-то должен был организовать. Сейчас ею станет «Павильон 39».

ПЛАНЫ. Рядом с мастерской планируется установить деревянные домики и «комнаты-коконы»: в домиках будут организованы рабочие зоны для сборки мебели и других «грязных» процессов, а в «коконах» можно будет читать, слушать музыку или программировать. Кроме того, инициаторы хотят построить площадку с помещением-кухней, где можно будет научиться вкусно готовить под руководством опытного повара или недорого перекусить. Не будет пустовать и крыша: здесь планируется открыть «избу-читальню». «Я не раз слышал истории, когда люди хотели в районах организовать общественные библиотеки, где бы приходили, брали книги почитать, но оставляли взамен свою литературу. К сожалению, эти идеи часто не выживали, потому что книги могли украсть или испортить. Мы такую библиотеку организуем на крыше «Павильона 39″: установим столы, стулья, полки, зонтики, и люди смогут отдохнуть за чтением», — делится Овакимян.

Уличные мастерские — в тренде

Эксперты отмечают, что сегодня индустриальные коворкинги могут нести в себе идею социального предпринимательства. «Ключевая задача этого бизнеса — обеспечить людям возможность свободно использовать труднодоступные ресурсы. Представим, что у предпринимателя есть цех со станками, но нет инвестиций для приведения этого оборудования в порядок. Тогда этот базис можно предоставить в пользование людям, и организовать индустриальный коворкинг. Ведь если клиенты будут оплачивать свое пребывание в цеху и эксплуатацию оборудования в почасовом формате, это позволит возмещать и текущие расходы, и стартовые инвестиции», — поясняет Андрей Кривонос. По его словам, правильно выбранная специализация для стартапа поможет за три-пять лет окупить начальные инвестиции, и это неплохой вариант: «Но в таком коворкинге не может быть единых бизнес-моделей, тут все решает специализация. К примеру, если создается пространство, где люди работают с металлом, тогда рабочую зону может разместить на окраине города — это позволит сэкономить на аренде. А если организовать коворкинг для рисования, лепки из глины или обучения дизайну, тогда здесь можно сэкономить на оборудовании. Поэтому, в зависимости от формата, инвестиции могут быть составить и $5 тыс., и $30 тыс.».

ПОЭТАПНО. А руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский отмечает, что запускать коворкинг можно в несколько этапов: «Пример «Павильона 39″ интересен тем, что сначала ребята протестировали спрос на мастерскую в направлении сборки мебели, после чего пришли к выводу, что можно расширять спектр услуг. И это правильный подход к вложению инвестиций, поскольку развивать проекты нужно по мере роста спроса». По мнению эксперта, формат индустриального коворкинга может стать новым трендом в крупных городах Украины, ведь в кризис многие продолжают работать на аутсорсинге. «Первые классические коворкинги, как офисное пространство для фрилансеров, появились у нас в кризис 2008—2009 годов. Тогда компании сокращали штаты, что привело к переводу на аутсорсинг, в частности бухгалтерских и юридических функций. Сейчас кризис продолжается, поэтому аутсорсинг может быть не только офисным, но и мелкопроизводственным. То есть не исключено, что для выполнения небольших заказов по изготовлению мебели или предметов дизайна будет дешевле почасово оплачивать  коворкинг, чем арендовать целый цех», — считает Забловский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная