Ирландия стремительно отодвигается от пропасти банкротства
Немногие страны способны добиться экономического роста почти в 8%. Даже Китай в прошлом году сумел увеличить свой ВВП «только» на 6,9% и в ближайшие годы рассчитывает в лучшем случае остаться на этом уровне. Зато на северо-западной окраине Европы государству с населением в 4,5 миллиона человек подобный рывок оказался под силу, пишет DW.
Это Ирландия. В 2014 году темпы роста ее экономики составили 5,2%, что уже было лучшим результатом во всем Евросоюзе, а в 2015 году они ускорились до 7,8%, что в разы больше, чем в большинстве стран ЕС. Причем если в Китае экономическая динамика в прошлом году замедлялась, то в Ирландии она, наоборот, нарастала. В результате выздоровевший «кельтский тигр» обогнал несколько запыхавшегося «китайского дракона».
Всего пять с половиной лет назад Ирландия была на грани банкротства
Всего пять с половиной лет назад Ирландия, где из-за кризиса 2008 года лопнули мыльные пузыри на перегретом рынке недвижимости и в раздутом банковском секторе, была на грани банкротства. Осенью 2010 года она стала второй после Греции страной еврозоны, которая получила экстренную многомиллиардную финансовую помощь от «тройки» кредиторов – Европейского Союза (ЕС), Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ).
Успешное выздоровление ирландской экономики подтверждает, таким образом, правильность и эффективность той программы жесткой экономии и реформ, на выполнении которой настаивают при выделении денег европейский стабфонд и МВФ. Вслед за Ирландией различные варианты такой программы были реализованы в Португалии, Испании и на Кипре. Желаемого результата она не дала пока только в Греции.
С середины 1990-х до середины 2000-х годов Ирландия уже была одним из лидеров ЕС по темпам экономического роста, составлявшим в то время на острове в среднем порядка 6% в год. Собственно, именно тогда за некогда нищей страной, из которой, спасаясь от голода, веками шла массовая эмиграция, закрепился эпитет «кельтский тигр» – по аналогии с «азиатскими тиграми», как прозвали Южную Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг за их бурный экономический рост во второй половине 20-го века.
Таким образом, нынешнее возвращение Ирландии к прежней динамике показывает, что эта страна обладает экономической структурой, способной вновь и вновь генерировать высокие и даже сверхвысокие (для развитой страны) темпы роста. Одновременно оно указывает на готовность ирландского общества гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и быстро соглашаться на назревшие реформы.
Яркий пример тому – принятое в 2011 году по требованию «тройки» кредиторов решение о поэтапном повышении пенсионного возраста с 65 до 68 лет. Общество восприняло его на удивление спокойно, никакого взрыва возмущения не было и в помине.
«Ирландцы не любят сидеть сложа руки. Они говорят себе: если продолжительность жизни растет, то дольше работать – это совершенно нормально», – объясняет реакцию своих соотечественников ирландский профессор с немецкими корнями Эдгар Моргенрот, работающий в Институте экономических и социальных исследований в Дублине (ESRI).
Куда больше недовольства и даже демонстрации протеста вызвало, к примеру, введение платы за использование воды. Но чтобы снизить разрушительно высокий дефицит бюджета, большинство ирландцев согласилось и на куда более болезненные меры:
- сокращение зарплат бюджетникам;
- урезание пособий для безработных и на детей;
- повышение налога на добавленную стоимость.
«Такая гибкость была чрезвычайно важна для того, чтобы переломить ситуацию», – подчеркивает профессор Моргенрот.
Однако достигнутое путем жесткой экономии относительное оздоровление государственных финансов в 2011-2013 годы стало лишь предпосылкой для возобновления роста ВВП. Обеспечила же его «хорошо функционировавшая еще до кризиса экономическая модель, способствующая развитию предпринимательства», указывает эксперт ESRI Киран МакКуинн. «Ирландия – очень благоприятная для бизнеса страна», – подтверждает глава Германо-ирландской торгово-промышленной палаты в Дублине Ральф Лиссек.
На чем зарабатывает Ирландия?
Некогда классическая аграрная страна, славившаяся разве что сливочным маслом, пивом и виски, Ирландия после вступления в Евросоюз в 1973 году и крупномасштабной реформы системы образования сумела встать на индустриальные рельсы, сделав упор на наукоемкие производства и высокие технологии. Так, сегодня крупнейшей отраслью ирландской экономики, обеспечивающей почти 60% экспорта, является фармацевтическая промышленность, а одним из важнейших работодателей на острове стала IT-индустрия, прежде всего американская.
В Ирландии производит микрочипы компьютерный гигант Intel, здесь находятся европейские штаб-квартиры Microsoft, Facebook, Google, Twitter, Linkedin, компания Apple уже создала на острове около 5 тысяч рабочих мест, до 2017 года к ним добавятся еще примерно тысяча.
Крупнейшей отраслью ирландской экономики, обеспечивающей почти 60% экспорта, является фармацевтическая промышленность, а одним из важнейших работодателей на острове стала IT-индустрия, прежде всего американская
Конкурентные преимущества Зеленого острова – не только очень низкая ставка корпоративного налога в 12,5%, которую Дублин сумел отстоять на переговорах с «тройкой» кредиторов. Благоприятному инвестиционному климату способствуют прекрасная транспортная инфраструктура, созданная в значительной мере при финансовой поддержке ЕС, большое количество квалифицированных кадров, низкий уровень коррупции и эффективный госаппарат. А также тот факт, что Ирландия – единственная страна еврозоны, в которой английский язык является государственным.
Удастся ли «кельтскому тигру» в 2016 году вновь обойти «китайского дракона», пока не ясно. Согласно прогнозам, ВВП Зеленого острова может увеличиться приблизительно на 5%. Но это наверняка будет означать, что Ирландия по темпам роста экономики третий год подряд станет лидером всего Евросоюза.