Изменения уже в ступили в силу
В бюджете Украины на 2016 год заложены доходы от приватизации государственного имущества в размере 17,1 млрд грн. Похожая цифра (17 млрд грн) была заявлена в бюджете прошлого года, но осуществить масштабную приватизацию в 2015 году не удалось из-за недостатков действовавшего тогда механизма приватизации, пишет «Дело».
В планах правительства приватизация как минимум 25 предприятий, к которым уже проявили интерес иностранные стратегические инвесторы. Однако инвесторы высказывали и ряд опасений, которые назвали основными барьерами для успешной приватизации в Украине. Среди них требование о продаже части акций актива на бирже для определения цены, несовершенные механизмы защиты прав инвесторов, в частности, процедура разрешения споров.
Шагом навстречу инвестору и «зеленым светом» для приватизации крупных объектов в Украине должен стать новый Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании процесса приватизации» № 1005-VIII от 16 февраля 2016 года, который вступил в силу 6 марта 2016 года, отмечает младший партнер Redcliffe Partners Мария Акуленко и перечисляет три главных новвоведения законодательства в сфере приватизации.
1. Отмена продажи миноритарного пакета акций
Одним из основных новшеств Закона является отмена нормы об обязательной продаже 5-10 % акций предприятий групп «В» и «Г» на украинских фондовых биржах перед приватизацией.
К предприятиям этих двух групп приковано особое внимание инвесторов – они работают в наиболее перспективных секторах экономики, таких, например, как сельское хозяйство, энергетика, инфраструктура. В группу «В» входят крупные предприятия с количеством сотрудников более 100 человек и доходом от 70 млн. гривен (такие как ПАО «Одесская ТЭЦ», ПАО «Укрнефтепродукт», ПАО «Строительная компания «Укрбуд» и другие). К предприятиям группы «Г» относятся предприятия стратегически важные для экономики и безопасности государства (например, ПАО «Центрэнерго», ПАО «Одесский припортовый завод» и другие).
Напомним, что норма об обязательной продаже акций на украинских фондовых биржах была введена в качестве инструмента определения справедливой цены всего пакета акций. Однако ее эффективность оказалась сомнительной. В частности, ценой такого пакета акций было достаточно просто манипулировать из-за низкой ликвидности на украинском фондовом рынке. Также необходимо отметить, что, как правило, одна акция из контрольного пакета акций предприятия стоит больше чем одна акция 5-10-процентной доли. Более того, обязательная продажа миноритарного пакета акций перед приватизацией несколько уменьшала интерес потенциальных инвесторов.
Таким образом, отмена этой нормы дает возможность предотвратить дробление пакета акций, приводит к упрощению и ускорению процесса приватизации предприятий, считает Акуленко.
2. Защита прав инвесторов и разрешение споров
Закон предусматривает возможность рассмотрения приватизационных споров между продавцом и покупателем в международном арбитраже. Для иностранных инвесторов возможность решения споров в признанных международных арбитражных институтах (таких как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и другие), а не в рамках национальной судебной системы, является крайне важной.
Как известно, исторически одним из ключевых факторов уязвимости иностранного инвестора является то, что объект инвестирования и инвестор подлежат юрисдикции принимающего инвестицию государства. В такой ситуации инвестор оправданно опасается дискриминационных действий со стороны страны инвестирования, что неоднократно происходило в мировой практике. Известные примеры дискриминации прав иностранных инвесторов включают национализацию принадлежащих инвесторам активов нефтедобывающей промышленности в Мексике в 1938, году, национализацию Египтом Суэцкого канала в 1956 году, национализацию основных отраслей промышленности в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны.
«Именно поэтому иностранные инвесторы требуют четких гарантий и обязательств принимающего государства для исключения малейшей возможности проявления своеволия со стороны государственных органов, применения дискриминационных мер в отношении объекта инвестирования», – поясняет Акуленко.
Решение споров, которые возникают в отношении договоров купли-продажи объектов приватизации, при помощи международного арбитража обеспечивает дополнительную защиту прав инвестора. Это достигается благодаря высокому профессионализму арбитров и независимости процесса рассмотрения спора. Иногда международный арбитраж также позволяет быстрее прийти к окончательному решению спора, чем при его рассмотрении национальными судами.
3. Защита национальных интересов
Закон предусматривает установление запрета на участие в процессе приватизации лицам и организациям, зарегистрированным в государстве-агрессоре (фактически, в Российской Федерации), или тем, которые подпадают под действие санкций.
Эта норма с одной стороны несколько сужает круг потенциальных инвесторов, однако с другой стороны дает посыл западным, азиатским, ближневосточным инвесторам, о том, что Украина нацелена на диверсификацию иностранных инвестиций и международные стандарты проведения процедуры приватизации.
«Большей открытости процедуры, к слову, способствует и положение, которое дает возможность привлекать иностранных советников при подготовке предприятий к приватизации», – резюмирует Акуленко.
Как рассказывали раннее «Сегодня» эксперты, закон о приватизации действительно во многом выписан хорошо, но одним законодательным актом успешную приватизацию не провести. Закон сам по себе создает условия, но есть еще вопрос: придет ли достаточное количество покупателей. А это будет зависеть не только от закона, но и от того, каким будет восприятие Украины в мире.