«Укргаздобыча» плодит свиней, «Антонов» — рыбу: что делать с непрофактивами госпредприятий

По словам экспертов, большая часть крупных госпредприятий имеют непрофильные активы, которые могут использовать для коррупционных схем

Всю новейшую историю Украины проблема убыточности госпредприятий, а также наличия у них непрофильных активов была в повестке дня властей. Тем не менее, по словам экспертов, как при СССР, так и сейчас непрофильные активы служат для проворачивания коррупционных средств и вымывания денег налогоплательщиков.

По данным Министерства финансов, в настоящее время в Украине существует более 3 340 предприятий государственной собственности, из которых 45% не работают.

Остальные 55% госпредприятий, осуществляющих активную экономическую деятельность, в 2014 году понесли убытки в объеме 115 млрд грн или 7,2% от ВВП страны.

При этом в Минфине отмечают, что данные предприятия владеют активами суммарной стоимостью 870 млрд грн., или 22% от ВВП, вместе с тем общий объем дивидендов, уплаченный ими в бюджет по результатам 2014 года, составляет лишь 0,7% от общего объема доходов госбюджета.

Недавно, министр экономики Айварас Абромавичус заявил, что государство даже до конца не знает, что происходит на подконтрольных ему предприятиях. «В государственных компаниях на данный момент есть некая ассиметрия информации, что значит, что те люди, которые руководят этой компанией и те, которые имеют влияние на эту компанию, они имеют полностью другое качество информации о финансовом положении компании, нежели владельцы – то есть государство. И это конечно нужно изменить», – сказал он.

Ситуация также осложняется тем, что крупные государственные ведомства и стратегические компании зачастую имеют большое количество непрофильных активов, которые, государству, как правило, приносят только убытки, что впрочем не мешает отдельным личностям на них наживаться.

Примеры непрофильных активов

Так, буквально на днях глава «Укргаздобычы» (входит в «Нафтгаз») Олег Прохоренко сообщил, что кроме производства газа, нефти и конденсата, компания также выращивает свиней, коров, производит молоко, выращивает пшеницу, оперирует магазинами и кафе. Причем делает это компания, как правило, себе в убыток.

При этом, по словам, Прохоренко, несмотря на то, что уже несколько месяцев проводится анализ этого непрофильного имущества, в компании пока никто так и не может сказать, сколько непрофильного имущества есть, и какой результат оно генерирует.

Директор по корпоративным и общим вопросам «Укргаздобычи» Вячеслав Чаус. В свою очередь, сообщил, что рыночная стоимость непрофильных активов компании составляет более 0,5 млрд грн.

«Цель нашей работы в этом направлении – избавиться от этого бремени, чтобы «Укргаздобыча» занималось добычей газа, а не выращиванием свиней, а там, где не сможем полностью избавиться – повысить качество управления и выйти на финансовую прибыль», – заявил Прохоренко.

Окрім виробництва газа, нафти та конденсата, Укргазвидобування на сьогодні також вирощує свиней, корів, виробляє молоко,…

Posted by Oleg Prokhorenko on Thursday, 25 February 2016

Вместе с тем, «Укргаздобыча» – далеко не единственная крупная госкомпания, которая владеет непрофильными для себя сельскохозяйственными активами.

Так, к примеру, госавиаконцерн «Антонов» имеет филиал «Антонов-агро», который находится в селе Круглик Киево-Святошинского района Киевской области.

Предприятие производит и реализует на постоянной основе: гриб вешенку, органические экологически чистые удобрения: грунтовую смесь, биогумус, биостим, прудовую рыбу карп и толстолоб. А также предоставляет услуги по отдыху и развлечениям: отдых на берегу озера, рыбалка, аренда миникоттеджей и плавдач. Приносит ли это предприятияе убытки, или, наоборот, прибыль не сообщается.

Непрофильные активы есть не только у предприятий, которые находятся в государственной собственности, но и крупных госучреждений. В частности, у Национального банка Украины.

О необходимости избавиться от непрофильных активов в регуляторе заговорили еще в 2014 году – после прихода нового главы Валерии Гонтаревой.

Впрочем, началось все, как это часто бывает в вопросах госзакупок, со скандала. Так издание «Наши гроши» со ссылкой на данные из Вестника государственных закупок сообщило, что Управление НБУ в Ивано-Франковской области 12 августа 2014 года заключило соглашение с компанией «Житлобуд-І» на оснащение оздоровительного комплекса «Прикарпатье» в Яремче (строительство ведется с 2010 года) мебелью за 7,64 млн. грн. Цены на отдельные позиции в списке Нацбанк не обнародовал.

В НБУ, в свою очередь, заявили, что решение об окончании строительства этого объекта было принято еще в I квартале 2014 года. «Более 80% из указанных средств (7,64 млн. грн.) были предусмотрены для завершения строительно-монтажных и отделочных работ, дальнейшей консервации и реализации объекта», – говорится в сообщении.

Тогда же в НБУ заявили о намерении, реализовать непрофильные активы на общую сумму более 1 млрд. грн. «

«Мы в два раза уменьшаем затраты: банковское телевидение уже не заложено в смету, финансирование университетов не заложено, а продажа непрофильных активов уже заложена в нашу смету на следующий год», – заявила Валерия Гонтарева в интервью изданию «Зеркало недели» в сентябре 2014 года.

Вместе с тем о дальнейшей судьбе комплекса «Прикарпатье » и других непрофильных активов НБУ с тех пор не сообщалось, а телеканал был переоформлен на Миниформполитики только в августе 2015 года.

Как известно, телеканал БТБ был создан в июне 2011 года тогдашним главой Нацбанка Сергеем Арбузовым с формулировкой для «популяризации банковской грамотности среди населения». В течение 2011-2012 годов из госбюджета были выделены более чем 117 млн грн для обеспечения функционирования телеканала.

В настоящее время ГПУ ведет расследование против Арбузова по факту растраты государственных средств и злоупотребления служебным положением.

Советская система продолжает успешно работать

По словам экспертов, большая часть мало-мальски крупных государственных предприятий в Украине имеет непрофильные активы, и тянется все это еще со времен СССР.

«К сожалению, для экономик, где высока доля государственного сектора, и особенно если это высоко коррумпированные страны, является характерным наличие у государственных предприятий непрофильных активов. Исторически так сложилось, что непрофильные активы на госпредприятиях Украины тянутся еще с советского времени», – сказал Сегодня.ua Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Как при Союзе, так и сейчас непрофильные активы используются для коррупционных схем, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «В СССР любой хозяйственник старался максимально набрать себе различных непрофильных активов. Непрофильные – это самый шикарный источник для коррупции: когда проверяют предприятие, то проверяют, как правило, профильные активы, а затраты всегда можно списать на непрофильные», – пояснил он.

Эксперты также отмечают, что к непрофильным активам относятся и различные объекты социальной инфраструктуры: поликлиники, санатории и прочее. «Для работников, к примеру, ядерной энергетики лучше, если поликлиника остается отраслевая. Но если посмотрим, сколько на нее тратиться денег, как эти деньги тратятся, то, конечно, становится ясно, почему (руководители предприятий) их хотят оставить», – сказал Александр Охрименко.

И количество таких активов за время независимости, как отмечает Олег Устенко, некоторые госпредприятия даже увеличили.

Как бороться с неэффективностью

О неэффективности украинских предприятий и убытках, которые из-за этого несет страна, говорят уже давно, на это указывал в том числе и МВФ.

По мнению экспертов, реально изменить ситуацию, может только масштабная приватизация госпредприятий. «Единственным эффективным способом решения проблемы является просто приватизация госпредприятий и уже частный собственник решит, каким образом он избавится от этих непрофильных активов. Без реальной широкомасштабной приватизации разрешить проблему, которая касается в целом неэффективности государственных предприятий, не удастся», – считает Олег Устенко.

А в тех случаях, когда вариант с приватизацией исключен (касается стратегически важных предприятий), должно быть принято решение о полном отказе от непрофильных активов, что будет соответствовать западным практикам, добавляет Александр Охрименко. «В Англии, Испании, Италии даже в голову никому не придет, чтобы, к примеру, «Энергоатом» владел собственной поликлиникой», – пояснил эксперт.

При этом Александр Охрименко напомнил, что еще во времена президента Леонида Кучмы подымался вопрос об «очищении» госпредприятий от непрофильных активов. «Даже был момент, когда Фонд госимущества разрабатывал план по избавлению от непрофильных активов. Пытались делать все поэтапно. Как видим, этапы движутся и дальше», – пояснил он.

Напомним, 16 февраля 2016 года, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект, который позволит правительству начать приватизацию крупных государственных предприятий.

«Отлично! Рада таки приняла законопроект 2319 о приватизации. По-другому коррупцию в госкомпаниях не победить», – написал после принятия законопроекта министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус в своем Twitter.

Перечень предприятий, которые государство запланировало отдать инвесторам на приватизацию, Кабмин утвердил еще в прошлом году. В него вошли такие крупные предприятия, как «Одесский припортовый завод», «Центрэнерго», «Сумыхимпром», госконцерн «Укрторф», некоторые облэнерго, шахты и порты.

Приватизация крупных предприятий может начаться с Одесского припортового завода.

Напомним, что в 2015 году власти планировали получить от приватизации 17 млрд грн. Однако, по данным Фонда госимущества, за 2015-й год удалось заработать всего 151,5 млн грн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная