Транзитная угроза: эксперты объяснили, что мешает России отказаться от ГТС Украины

Для полного прекращения транзита газа через Украину РФ пока еще не хватает технических и политических рычагов, уверены аналитики

Россия продолжает форсировать вопрос прокладки газопроводов в обход Украины. В октябре в Стамбуле между Россией и Турцией было подписано межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток». Проект планируется завершить к концу 2019 года. Примерно в это время планируется завершить и прокладку третьей и четвертой ниток газопровода «Северный поток». Именно 2019 года истекает срок действия российско-украинского десятилетнего договора о транзите голубого топлива, пишет Deutsche Welle.

Такое совпадение уже дало некоторым европейским комментаторам повод осторожно отметить, что спешка Москвы в строительстве новых трубопроводов связана с желанием полностью прекратить транзит газа через украинскую территорию. А это, в свою очередь, может полностью равзязать Кремлю руки для дальнейшей эскалации напряжения в Украине, потому что оно теперь окончательно не грозит перебоями с поставками и соответственно – поступлением валютной выручки из стран ЕС. Украинские эксперты смотрят на такие перспективы скептически.

Шансов так быстро выйти на мощности, необходимые для полного отказа от транзита через Украину, у России нет, уверен президент Центра глобалистики «Стратегия ХХ» Михаил Гончар. Проблемы с «Турецким потоком» возникали и раньше, еще до сбитого турецкими силами ПВО российского бомбардировщика, напоминает эксперт. Тогда в обмен Турция захотела получить более высокую скидку на газ, чем были готовы предложить русские.

«Теперь, пытаясь восстановить экономические отношения с Россией и зная, что трубопровод является особым интересом Владимира Путина, в Анкаре решили подписать рамочное соглашение, – рассказывает Гончар. – Однако «Турецкий поток» входит в стратегическое противоречие с планами Турции поставлять газ в ЕС из других источников, в частности Туркменистана и Азербайджана». Пока, по мнению эксперта, эти противоречия делают реализацию этого проекта виртуальной. Понять серьезность планов обеих сторон можно будет разве что через несколько месяцев.

С тем, что в строительстве «Турецкого потока» не все так сладко, соглашается и исполнительный директор Центра общественных отношений Евгений Магда, ведь Турция, по его мнению, в последний момент вспомнила о том, что она является стратегическим партнером Украины, и трубопровод точно по своей мощностью не будет равноценен украинской газотранспортной системе.

По мнению Магды, есть сомнения и в том, получит Россия окончательное согласие на строительство дополнительных ниток «Северного потока». Страны Восточной Европы прекрасно понимают, что Россия использует газ как политическое оружие и поэтому выступают консолидировано с Украиной против этого строительства. Несмотря на усилия Москвы, пытается всячески повлиять на мнение европейских политиков, главным союзником Киева в этом, по словам Гончара, является Братислава, которая также опасается потерять роль транзитера российского газа в Европу.

Впрочем, даже если политические преграды Кремль преодолеть сможет, то останутся чисто технические сложности, которые сделают своевременное выполнение всех этих проектов невозможно. «Даже когда проекты развиваются по плану, они никогда не вводятся в эксплуатацию вовремя, – рассказывает Гончар. – Так было с первым «Северным потоком», заработавший с двухлетним опозданием». Поэтому даже по оптимистическому для России сценарию эксперт рассчитывает выход на необходимые мощности не ранее 2022 года. Только тогда, по словам Гончара, Москва сможет выйти на почти полный отказ от транзита через Украину.

Борьба за транзит

Если это произойдет, то через украинскую территорию газ будет прокачиваться только в холодный период зимы. По мнению экспертов, это позволит России говорить о формальном сохранении транзита через Украину, на самом деле его почти прекратив. Но для Киева важно не соблюдение формальностей, а сохранение объемов транзита – если они станут существенно ниже нынешних, это будет для Украины невыгодным.

«Условные 15 млрд транзита для системы, которая рассчитана на 150 млрд – это ниже уровня экономической целесообразности», – говорит Гончар. Украине придется консервировать часть своей газотранспортной системы и удерживать ее, а это – немалые расходы. Поэтому официальный Киев, по его мнению, должен приложить все усилия, чтобы помешать этому, и действовать на опережение.

Украина должна не только использовать совпадение интересов с центрально странами и настаивать на том, что «Северный поток» противоречит «третьем энергопакета», считает Гончар. Важным инструментом может стать и соглашение об ассоциации с ЕС. Согласно ему, стороны должны учитывать возможности друг друга при реализации стратегий, программ и проектов. И учитывать их должна не только Украина,  но и Европа.

Магда не верит в то, что у Киева есть возможность ощутимо давить на Европу в этом вопросе, но поднимать эту тему на всех соответствующих переговорах стоит. «Украина не дает никаких поводов говорить, что она ненадежный транзитер, – говорит Магда. – К тому же мы ратифицировали Энергетическую Хартию, а Россия – нет». Надо пользоваться тем, что мы декларируем готовность играть по европейским правилам, уверен эксперт.

Газ войне не помеха

Ни один из опрошенных экспертов не согласился с тезисом о том, что прекращение транзита через Украину может развязать Москве руки для дальнейшей эскалации напряженности на украинской территории. Гончар объясняет, что уже имеющуюся нестабильность Россия использует в качестве аргумента в пользу строительства обходных газопроводов вокруг страны, которую она называет «охваченной гражданской войной». С этим соглашается и Магда. Он уверен, если будет принято политическое решение об увеличении уровня агрессии, то вопрос газового транзита отойдет на второй план. Но сейчас, по его мнению, Москва делает ставку не на внешнюю агрессию, а на расшатывание ситуации внутри страны.

А заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения по международным вопросам Михаил Самусь считает, что полномасштабная военная агрессия России против Украины находится на повестке дня прямо сейчас. По его словам, Военная группировка на российско-украинской границе, насчитывающая около 120 тысяч солдат и сотни самолетов и танков, никуда не делась. И уровень этой угрозы не изменится от того, будет ли оставаться Украина транзитером российского газа, ведь причина аресии заключается в желании уничтожить украинское государство, которое не подчиняется России минимум в том формате, как это было во времена президентства Виктора Януковича. «Поэтому пока Украина не контролируется Кремлем, военная угроза будет сохраняться», – заключает эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная