Как живет и на что жалуется иностранный бизнес в Украине

Компании готовы работать, но нужны реформы. Эксперт: эффект получим через 2-3 года

Кризис в Украине оказался серьезным испытанием для многих компаний. Одни сократили расходы, другие ушли в тень, а третьи закрылись. Вроде бы, аналогичных настроений должен придерживаться и иностранный бизнес в Украине, но «нездешние» предприниматели в нашей стране, опрошенные «Сегодня», наоборот, полны оптимизма. Они не только не «сворачивают удочки», но и реализовывают тут новые бизнес-проекты.

«Кризис — в головах людей. И если его победить, можно достигнуть успеха»,  — делится предприниматель Идрис Казими из Афганистана. Как сейчас себя чувствует такой бизнес и в чем они видят потенциал Украины, разбиралась «Сегодня». 

ПРАКТИКА. Но на одном оптимизме бизнес в Украине далеко не уедет, поскольку никто не отменял болезней экономики  — коррупции, плохих законов, бездействия силовиков. Поэтому каждый понимает, что системные проблемы нужно лечить. В секторе бизнеса эта функция возложена на Альгирдаса Шемету, который стал первым в Украине бизнес-омбудсменом. Экономист, дважды министр финансов Литвы, еврокомиссар по вопросам бюджета, таможни, борьбы с мошенничеством. Он приступил к формированию Совета бизнес-омбудсмена в декабре 2014-го, а уже в мае 2015-го начал прием жалоб компаний.

Здесь изучаются проблемы наших и иностранных компаний (см. инфографику), но не все вопросы могут решить. К примеру, бизнес-омбудсмен не уполномочен изучать дела, которые рассматриваются в суде. Как отмечает Шемета, средний срок изучения проблемы занимает три месяца, и в 60% дел удается добиться полезных для бизнеса решений. Это может быть возмещение НДС, аннулирование налоговых, таможенных штрафов. То есть финансовый эффект работы Совета уже составил 3 млрд грн, уточняет Шемета. Кроме того, омбудсмен анализирует истории, готовит рекомендации по решению бизнес-проблем, и госорганы их реализуют.

ОЦЕНКА. Бизнес-омбудсен считает, что Украина имеет потенциал развития, ведь она одна из самых больших стран Европы с незаполненным рынком. Здесь инвесторам интересно сельское хозяйство, ИТ-сектор, промышленность.

«Но есть препятствия. Это коррупция, зарегулированность, бюрократия. Ведь в ЕС госслужба служит бизнесу, а здесь бюрократы важнее бизнесменов. Да и лейбл коррумпированности отпугивает инвесторов, поскольку в ЕС действуют жесткие законы. Условно, если основная компания находится в Великобритании, а филиал в Украине замешан в коррупции, то бизнесмен может попасть в тюрьму в Лондоне. И вообще, создается впечатление, что в Украине часто используется УК против бизнеса. В развитых странах это крайний метод взаимодействия», — разъясняет бизнес-омбудсмен.

По его мнению, если бы Киев провел ключевые реформы — администрирование налогов, перезагрузку силовых структур, судов и госслужбы, — то в страну пришли бы инвесторы: «Это зависит от воли политиков. Такие реформы можно провести за 2—3 года».

ИДРИС КАЗИМИ: «Кризис не в Украине, а в мозгах»

Уроженец столицы Кабула Идрис Казими живет в Киеве уже больше 20 лет. Здесь он встретил супругу Галину, сейчас в семье растет четверо детей. Идрис – по образованию врач. Диплом кардиолога он получил в Афганистане, а терапевта – в Индии. Долгое время Казими занимался медпрактикой, а 10 лет назад решил реализовать несколько бизнес-проектов – в частности, открыл турагентство «Идриска тур» и ресторан «Проходимец». Свой бизнес Идрис сворачивать не намерен, поскольку считает, что кризис на планете продлится долго. 

«Этот кризис пришел на Землю в 2008-м, сроком на 35 лет. То есть, кризис будет длиться еще 27 лет. Земля и люди к этому готовы. Потому что мы пережили уже и первую, и вторую мировые войны. А сейчас идет третья мировая война, которая включает экономические, психологические и политические кризисы. Бояться кризиса не нужно, просто надо привыкнуть к этим условиям», – считает предприниматель. Такие выводы Казими  сделал, используя свои уникальные способности  —  семейный дар ясновидения. Поэтому чтобы стать успешным, людям нужно избавиться от кризиса в мозгах. «Украина – страна молодая и пока ищет, куда двигаться дальше. Понятно, что сейчас бизнесмену  тяжело морально и физически. Но люди должны сами делать что-то для улучшения ситуации. Для этого нужно избавиться от кризиса в мозгах. Ведь это пагубное для всех психологическое состояние мешает развиваться», – говорит Казими.

 Прогноз: в 2018-м курс доллара снизится до 18-23 грн.

КАК БЫТЬ. Бизнес в Украине не может нормально работать из-за двух проблем – банков и коррупции, отмечает бизнесмен. «Правильно, что закрываются банки, в Украине их много. Когда останется несколько десятков финучреждений, тогда бизнес начнет выходить из тени. А все потому, что банки будут надежны в кредитовании и в гарантиях по депозитам», – считает Казими. Правда, после восстановления финсистемы банкам придется также наладить отношения с клиентами. «Ставку надо делать на малый бизнес, ведь это основа процветания страны. Нужны нормальные условия кредитования как в ЕС. О чем речь? Когда у предпринимателя есть бизнес-план, банк может ему выдать кредит, по которому до 5 лет будет низкий процент. Да и государство может освободить МСБ от уплаты части налогов. Это позволяет бизнесу в ЕС быстро развиваться. Почему бы иностранный опыт не внедрить в Украине?», – говорит предприниматель. Еще одну проблему – взяточничество – тоже легко решить. «Пока чиновники получают низкие зарплаты и легко уходят от наказания, остается соблазн потребовать взятку. Поэтому необходимо повысить зарплаты госслужащим и ужесточить контроль за соблюдением закона. Тогда получится избавиться и от  коррупции», – отмечает Идрис.

ПРОГНОЗ. Идрис уверен, что в 2018-м Украина почувствует улучшение в экономике: в страну пойдут инвестиции; Киев станет новой столицей евромоды; а курс доллара вернется к 18-23 грн. «Потенциал Украины – 40 млн населения. Это не Белоруссия или Чехия. У нас есть месторождения угля, металла, газа. Можно развивать промышленность, вкладываться  в агросектор. Поэтому иностранцы видят в Украине супермаркет бизнес-идей и возможностей. Так что сюда придут крупнейшие инвесторы США, Японии, Китая, Канады, ЕС. Будет расти экспорт продукции аграрного сектора во многие страны мира, что постепенно выведет Украину в пятерку самых больших экспортеров зерна, меда, овощей, птицы и мяса,  растительных масел (в том числе и технических) и т. д.  Ведь будущее Украины связано именно с развитием аграрного направления. Что касается кризиса психологического – постепенно все станет на свои места, а уровень жизни украинцев станет улучшаться.  Откроются парки отдыха, «диснейленды», ведь люди устали от ТРЦ. А те, кто уехал за границу в 90-е, вернутся. И с учетом того, что украинцы тянутся ко всему красивому, не исключено, что в Киеве будет интенсивно развиваться мода. Это значит, что появятся новые фабрики по производству ткани, пуговиц, одежды, нижнего белья. Возможно, Киев будет новой европейской столицей моды», – говорит Казими.

Украина. Бизнесу мешают высокие ставки кредитов и коррупция.

Ресторатор. Пока готовят афганский плов, хозяин следит за порядком.

АРНО ГУЛЛЕ: «У вас налоги ниже, чем во Франции»

Уже полтора года француз Арно Гулле живет в Киеве. Здесь он вместе с партнером открыл агентство недвижимости KievStones.

«В столице живет четыре-пять миллионов человек. Но агентств недвижимости, сотрудничающих с иностранцами, не более 20-ти. Поэтому здесь легко работать, поскольку всегда найдутся иностранцы, которые хотят купить или арендовать жилье в Киеве. Причем спрос на услуги среди клиентов высокий. А все потому, что это выгодные инвестиции. Судите сами, если купить квартиру в Париже, то за 1 кв. м придется заплатить 8 тыс. евро, а доход от аренды составит 2—4% годовых. В то же время «квадрат» жилья в Киеве обойдется в 1—1,5 тыс. евро, а его доходность выше — 8—12% годовых. Поэтому логично, что иностранцев интересует возможность покупки квартиры в центре Киева», — рассказывает Гулле.

А вот аналогичный бизнес во Франции открыть нереально, уверен француз. «Там велика конкуренция, ведь только в Париже присутствует 2000 агентств недвижимости, которые работают по 20—25 лет. Так что для новых бизнесменов рынок закрыт. А открыта экономика Франции только для стартапов, поскольку есть свободные ниши для новых технологий», — говорит Арно.

ПРИЧИНЫ. Для Гулле решение открыть бизнес в Киеве не было спонтанным: сразу после получения диплома экономиста он год работал здесь в международной логистической компании, поэтому успел оценить плюсы киевской жизни: «Украина находится недалеко от Евросоюза, поэтому если нужно прилететь к семье в Париж, на это уйдет 1,5—2 часа. Да и жизнь тут дешевле, чем в ЕС. К примеру, ужин во Франции обойдется в 50 евро, а в Киеве — 15—20 евро», — разъясняет француз. Правда, на переезд в Киев Гулле решился не сразу, ведь после завершения контракта в Украине Арно открыл бизнес во Франции.

«Около двух лет возил китайские игрушки для продажи в ЕС. А потом продал бизнес конкуренту и переехал в Киев. И знаете, совсем не жалею о своем решении. Дело в том, что на родине тяжело вести бизнес: налоги очень высокие, если работник плохо работает, его сложно уволить из-за контракта, а когда нужно арендовать офис — за неделю вопрос не решить, ведь проверятся платежеспособность в банках, отсутствие долгов перед налоговой», — рассказывает предприниматель.

ПЛАНЫ. Гулле признается, что в Украине тоже непросто работать из-за резких валютных скачков, неработающих законов, коррупции, непунктуальности и необязательности граждан.

«Но я надеюсь, что эти проблемы со временем будут решены и проведут реформы. Так что у меня даже в мыслях нет уезжать из Украины. Даже планирую открыть курсы французского языка, чтобы приглашенные из Франции преподаватели учили украинцев. Спрос на такую услугу в Киеве будет очень высок, поскольку многие любят путешествовать или хотят работать за рубежом», — отмечает Арно Гулле.

Наблюдения. Объездил полмира, но Украина лучше.

Дубль-2. Сначала Гулле продавал китайские игрушки в Марселе, а потом занялся недвижимостью в Киеве.

Отдых. Француз любит путешествия и экзотику.

ЛАША МУКБАНИАНИ: «В бизнесе важна романтика»

Украинский сыродел грузинского происхождения Лаша Мукбаниани впервые близко познакомился с Украиной в конце 80-х, когда приехал учиться в Киев, чтобы стать международником. Получив диплом, Мукбаниани вернулся на родину и 10 лет работал на публичных должностях — ведущим на ТВ, постпредом в ОАЭ, вице-губернатором и т. д. Но в какой-то момент решил полностью сменить род деятельности и вернулся в Киев, чтобы заняться бизнесом.

«Хотелось создать в Украине что-то грузинское, чтобы сблизить культуры двух стран. Навязчивой оказалась идея открыть ресторан. Назвали его «Грузия». Специально привезли музыкантов, поваров и официантов из Грузии. Это был интересный проект, но просуществовал только год. Наверное, успешным не стал потому, что у меня не было бизнес-опыта», — рассказал Мукбаниани.

Но ресторанное дело натолкнуло Лашу на другую идею, которая в итоге и «выстрелила». «Еще в ресторане мы столкнулись с проблемой отсутствия в Украине хорошего грузинского сыра. А ведь в грузинской кухне это один из главных ингредиентов! Только в 3,5-миллионном Тбилиси продается 42 т сыра в день. А в Украине нет такой культуры. Почему-то здесь думают, что хачапури печется из сулугуни. А на деле имеретинский хачапури печется из имеретинского сыра. И нюансов масса. Таким образом пришла в голову мысль: почему не организовать в Украине производство грузинских сыров?» — вспоминает Лаша.

«Украина развивается потому, что люди хотят жить лучше»

СТАРТ. Семья поддержала бизнес-идею Мукбаниани, в 2012-м в Тернопольской области зарегистрировали предприятие, ТМ назвали «Генацвале».

«Регион Бережаны выбрали неслучайно: здесь хорошая экология, можно закупать качественное молоко. Да и работают у нас местные жительницы. Но технологов по сыроварению приглашали из Грузии. Сейчас производим 500—600 кг сыра в неделю. Изготавливаем в основном сулугуни, имеретинский и месхетинский сыры», — рассказывает супруга Оксана Гончар. Сейчас мощности цеха загружены на 20%, и вполне реально расширение.

«Хотим создать новые виды сыра, например, выдержав его в вине, тархуне или меде», — делится Мукбаниани. Также в планах у супругов — наращивание объемов производства, чтобы сыр могли заказывать и за границей: «Хотелось бы получить евросертификаты, чтобы продавать наш сыр в Европе».

БУДУЩЕЕ. По мнению Мукбаниани, из Украины уходит в основном крупный бизнес, руководствующийся прагматизмом. «А малый бизнес действует иначе, ведь можно работать в минус, понимать риски, но не забывать о романтике и стремиться к победам. И тогда риск оправдан, ведь Украина имеет большие перспективы для развития: люди начали хотеть жить лучше, начали любить свою страну больше! Это значит, что страна развивается, и никакая власть этому не помешает», — говорит Лаша.

По его словам, чтобы бизнес в Украине встал на ноги, нужно провести налоговую реформу и отменить проверки: «Надо снизить налоги для МСБ, чтобы предприниматели смогли работать легально. Можно поставить кассовые аппараты для контроля сбора налогов, но не мучать бизнес проверками. К примеру, на рынке в Тбилиси, покупая спички, получаешь чек. И это считается нормальным, потому что бизнесу комфортно работать».

Фанаты. Любители сыра «Генацвале» бывают на всех фестивалях.

Семейное дело. Супруги изготавливают натуральный сулугуни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная