Украинские деревообработчики подобрали «лишний» лес

Запрет на вывоз из страны кругляка позволил переработчикам в разы нарастить производство

Украинские деревообработчики подобрали

Отечественный рынок древесины ожидает очередная революция. С 1 января 2017 года будет запрещен экспорт леса-кругляка древесных пород сосны. Другие виды необработанной древесины не вывозят из страны еще с 1 ноября 2015 года. И результат для отрасли уже есть: показателях производства некоторых видов продукции из древесины растут.

Лес "прорастает"

Как сообщил директор института Укрпромвнешэкспертиза, руководитель комитета промышленной модернизации ТПУ Владимир Власюк, до запрета, в 2013 году производство шпона на экспорт составляло 1,9 тыс. кубометров, а по итогам 2015 года — почти вдесятеро больше, 19,7 тыс. кубометров.

"Также увеличилось производство сырья для фанеры с 410 тыс. кубометров в 2013 году до почти 500 тыс. кубов в 2015 году. То есть, выросли объемы переработки дерева в готовую продукцию", — говорит Владимир Власюк.

По его словам, одновременно сократился импорт такого сырья в Украину с 9-10 тыс. кубометров три года назад до 1,7 тыс. кубов в прошлом году.

"Мы отмечаем рост заказов на оборудование в разы", — рассказал UBR.ua руководитель компании "Технологическое Бюро" (поставки деревообрабатывающего оборудования и комплектующих) Дмитрий Давидовский.

По его словам, в Украине идет первая волна развития деревообработки. Наравне с развитием производств заготовок для мебели, паркета, дубовых ламелей или деревянных щитов активно развивается "правильная разделка и сушка древесины".

"Качественно подготовленная доска — это основа для развития производств с созданием более сложной продукции с большей добавленной стоимостью", — рассказал Давидовский.

По расчетам экспертов Укрпромвнешэкспертизы, переработка кубометра леса-кругляка в сырье для производства фанеры дает $16 дополнительной стоимости, а производство самой фанеры — $109. Налоговые отчисления в бюджет в первом случае составили бы 113 грн с кубометра фанерного сырья и 503 грн с готовой фанеры.

Если бы 5-6 млн кубометров сырья, которое ежегодно вывозится из Украины, перерабатывалось только на фанеру, не говоря о товарах с более высокой добавленной стоимостью (например, мебель), страна получила бы дополнительный доход в размере $300-400 млн.

Спасет ли закрытая граница?

Тем не менее, даже сейчас, во время действия запрета на экспорт необработанной древесины примерно половина вырубаемого леса проходит мимо официальной статистики.

"В Украине примерно 9,6 млн га лесов, из которых ежегодно добывается 20 млн кубов древесины. А в соседней Польше при сопоставимых площадях насаждений (9,5 млн га) — 40 млн кубометров. Если сравнить производство и потребление лесоматериалов в Украине, станет видно, что примерно половина добытого ресурса не учитывается", — отмечает Владимир Власюк.

Эксперт считает, что государство должно уделить особе внимание этому "самому теневому сектору украинской экономики", наведя порядок на таможне и проверяя все фуры с лесом.

Этот кнут, по мнению Владимира Власюка, надо дополнить пряником в виде налоговых льгот в специальных экспортных зонах (по примеру Турции), где переработчики могли бы эффективно развивать производство, чтобы на равных конкурировать с зарубежными производителями. В том числе из Евросоюза, чьи представители не так давно привязали предоставление очередного транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро к отмене запрета на экспорт леса-кругляка.

Эксперт по вопросам экономики "Экономического дискуссионного клуба" Евгений Олейников полагает, что административный запрет Украину, все-таки заставят снять. Пусть не сейчас, но через несколько лет так точно.

"Несмотря на благую цель, для ее достижения был выбран самый неэффективный инструмент. Использование административных запретов, а не рыночных рычагов воздействия (например, введения экспортных пошлин) вызывает у ВТО негативную реакцию. Запрет введен на 10 лет, но даже при очень медленной бюрократии ВТО такой спор за два года будет рассмотрен и Украину обяжут отменить запрет", — говорит Евгений Олейников.

Он отмечает, что прямые запреты неэффективны, так как административные методы приводят лишь к расцвету коррупции на всех этапах процесса добычи и переработки леса.При этом эксперт признает важность ограничения экспорта сырья для развития внутренней переработки.

"Например, экспортная пошлина на семена подсолнечника привела к бурному развитию переработки и сегодня Украина на первом месте в мире по поставкам подсолнечного масла", —– поясняет Евгений Олейников.

По его словам, размер пошлины на экспорт древесины не должен быть запретительным, а иметь стимулирующий характер, чтобы переработчики не могли диктовать закупочные цены лесорубам.

"Это принесет дополнительные доходы в бюджет, в том числе за счет легализации экспорта леса, и создаст дополнительные стимулы для инвестиций в переработку древесины", — считает эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная