Как предсказать курс доллара в Украине и не потерять сбережения: советы экспертов

Сегодня, 09:00

Просмотров: …

Следим за сезонностью, выдачей зарплаты, праздниками и новостями

Бывает, только нужно купить доллары, как курс почему-то полез вверх. А как только купил — он с ехидцей снижается. И с точностью до наоборот, когда доллар продаешь. Такие, даже незначительные движения курса очень неприятны.

О том, что надо знать и на что обращать внимание, чтобы вовремя покупать или продавать валюту, «Сегодн! рассказали директор MPP Consulting Павел Мельник, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко и старший аналитик ГК FOREX CLUB Андрей Шевчишин.

НЕ БЕГИ ЗА ТОЛПОЙ!

Когда дело касается денег, работает простое правило: «толпа всегда проигрывает». Иначе откуда бы взялся тот пресловутый мизерный процент сверхбогачей, владеющий большей собственностью, чем все остальные? Особенно наглядно это правило проявляется в такой сфере, как торговля валютой. Например, обращали ли вы внимание, как работает валютная паника? Вот курс потихоньку двинулся в тревожном направлении. Большинство населения, в отличие от профессиональных торговцев, на это никак не реагирует. Но движение становится все заметней, беспокойство нарастает, и люди идут к обменнику. А потом рост ускоряется — и толпа в панике уже бежит скупаться драгоценной валютой! Чем больше людей покупает — тем быстрее растет курс. А чем он быстрее растет — тем больше людей приходит к выводу, что «гривня полетела в пропасть, нужно спасать накопленное, пока не поздно».

ПРИМЕР. В конце января 2015 года официальный курс доллара в Украине не превышал 16 грн. В начале февраля начался его рост, который резко усилился с 6 февраля (23,13 грн). Максимум официального курса был достигнут 26 февраля — 30,01 грн за доллар, после чего начался резкое падение. И уже к 11 марта курс откатился к 21,55 грн, после чего до осени колебался примерно на том же уровне. И даже после роста в конце года смог подняться только к 27,19 грн. То есть все, кто купил доллар после резкого ускорения его роста, не с целью быстрой спекуляции, так или иначе проиграли. Переждав панику, они купили бы его дешевле. Не говоря уже об основной массе украинцев, которые брали доллар по курсу, близкому к максимальному. С другой стороны — потеряли и те, кому в принципе нужны были доллары, но кто не удосужился их взять по относительно низкому зимнему курсу.
Валютные рынки — место, где никто гарантий дать не может. Но если вы стремитесь не заработать на спекуляциях, а сохранить кровное, следование этим простым рецептам поможет снизить ваши риски.

КРУГОВОРОТ ДОЛЛАРА: ПРАЗДНИКИ, УРОЖАЙ И ПОКУПКА ГАЗА

Деньги — тоже товар, и динамика цен на него зависит от соотношения спроса и предложения. И здесь прослеживается определенная периодичность. Рассмотрим основные сезонные закономерности на валютном рынке.

НАЧАЛО. Новый год у нас начинается с неторопливого выхода из праздничного расслабления. «Люди вышли из гулянок, зарплата к этому времени закончилась, начинают менять доллары, — описывает типичную послепраздничную картину Александр Охрименко. — Предложение валюты растет, а спросу расти неоткуда: бизнес в это время замирает, импортерам валюта не нужна». Вообще, как говорит Андрей Шевчишин: «Зимний период обычно нейтральный: растет спрос на энергоресурсы, но снижается на другой импорт. Всплески формирует только ледовая компания в портах, которая блокирует экспорт». Но масштаб этих всплесков обычно не тот, чтобы на них обратил внимание кто-то, кроме профессиональных трейдеров. Поэтому, как говорит Охрименко, в начале года обычно наблюдается укрепление гривни — самое время для покупки валюты.

ВЕСНА. К началу весны ситуация меняется. «К марту бизнес начинает оживать, импортеры покупают доллары», — говорит Александр Охрименко. Это обычно ведет к росту курса. С другой стороны, как указывает Андрей Шевчишин, не все так однозначно, весной курс может колебаться: «Тут активизация и продавцов, и покупателей — курс зависит от того, чье влияние будет весомее».

ЛЕТО. С мая побеждают летние настроения. «Лето — время низкой деловой активности, отпусков, активной продажи урожая, период низких цен и слабого спроса на доллар при повышенном предложении. Исключением может выступить май-июнь — в период Рамадана в исламских странах, когда падает спрос на металлопродукцию», — рассказывает Андрей Шевчишин. А так лето — строительный сезон, когда растет спрос на экспортируемый нами металл. Так что, если нужна валюта, второй удачный период для ее закупки — в июне-июле.

ОСЕНЬ. «Ближе к осени импортеры начинают активно покупать доллар. К отопительному сезону закупают газ. По этой причине с осени наблюдаем девальвацию гривни, которая достигает максимума к ноябрю», — говорит Охрименко. А в самом конце года гривня опять укрепляется: народ массово сдает доллары, чтобы подготовиться к праздникам.

МАЛЕНЬКИЕ ЦИКЛЫ, НАЛОГИ, СДВИГИ И ЗАДЕРЖКИ ПО ВРЕМЕНИ

На большие сезонные периоды накладываются циклы покороче, и у них свои закономерности. Например, для нашей экономики большое значение имеет такой источник валюты, как «заробитчане». «У нас главный фактор не столько экспорт-импорт, сколько деньги гастарбайтеров», — говорит Александр Охрименко. А здесь тоже есть своя периодичность: многие из работающих за рубежом украинцев подтягиваются домой к рождественским и новогодним праздникам и привозят валюту. Это еще один немаловажный фактор, который усиливает уже описанный сезонный тренд, — ревальвация (рост курса) гривни в начале года. Но есть еще одно обстоятельство: люди обычно получают плату за отработанное в прошедшем месяце в первые дни следующего и тут же отправляют какую-то часть родственникам. Таким образом, в начале каждого месяца в страну дополнительно заходит значительная сумма валюты. Оголодавшая за месяц родня гастарбайтеров бросается ее менять на гривни, отчего есть тенденция к кратковременному усилению национальной валюты в начале каждого месяца.

Валюты становится больше в периоды, когда компании платят налоги.

НАЛОГИ. По словам Андрея Шевчишина, можно выделить период налоговых выплат, накануне которых экспортеры заводят валюту. Если по налогу на прибыль и другим квартальным налогам, то это преимущественно 50 календарных дней после завершения квартала. Для крупнейшего экспортера — сельскохозяйственного сектора — налог на прибыль платится в течение 70 календарных дней после 30 июня. Обычно крупные участники платят в последние 5—20 дней до завершения установленного срока. То есть добавляете месяц от начала каждого квартала — и ждите укрепления нацвалюты следующие 20 дней.

ЗАДЕРЖКИ. Эту удобную картину поступления или расходования валютных средств в значительной степени смазывает то, что экспортеры не спешат продавать вырученную валюту на внутреннем рынке. Закон предоставляет экспортерам временное «окно» в 90 дней после завершения сделки на то, чтобы ввезти в Украину и продать большую часть заработанной валюты. Насколько экспортеры будут использовать такую возможность, зависит от текущей динамики курса национальной валюты. В периоды, когда гривня откровенно летит вниз, экспортеры, естественно, будут ждать до последнего. Если же гривня стабильна, большого смысла в задержке нет. Но многие все равно медлят — так надежнее.

«Как получается с урожаем, — поясняет Александр Охрименко. — Собрали его в прошлом году. Грузят за рубеж как раз сейчас — в феврале. А валюта за него придет через три месяца».

Если отложим от конца февраля три месяца — увидим как раз конец мая. То есть это дополнительный толчок к сезонному укреплению гривни. Если бы эта валюта поступала с минимальной задержкой, то и весеннего ослабления гривни могло бы не быть, или бы оно было менее заметным.

Впрочем, хорошо, когда валюта вообще приходит, хоть и с задержкой. «Вот у нас растет экспорт. Должна была бы быть ревальвация гривни, а у нас — девальвация, — говорит Охрименко. — Потому что больше валюты спрятали в офшорах. Тут и начинается проблема с прогнозами — попробуй угадать, кто и когда спрячет больше или меньше».

Подпитка. В начале месяца в страну приходят деньги гастарбайтеров. Фото: AFP

ВНЕШНИЙ МИР, ВЛАСТЬ И ФОРС-МАЖОРЫ

Резко на курс влияют заявления властей. «Как только глава НБУ говорит, что курс будет стабильный — сразу ждем девальвацию», — говорит Александр Охрименко. Впрочем, сейчас люди уже попривыкли и на заявления властей реагируют мягче. Утратила свою силу и другая волшебная тема — об очередном транше МВФ. А раньше, особенно в 2014-м, это был наиболее яркий сигнал. Сказали, что транш у нас в кармане — начинается ревальвация гривни. Сказали, что дело откладывается — девальвация.

Еще один фактор — информация, что Украине пора платить по внешним долгам. Это влияет и объективно — государству нужны доллары, но подстегивают курс и соответствующие настроения населения. «В начале этого года не было обычной ревальвации гривни — наоборот, она дешевела, — приводит пример Александр Охрименко. — Повлияло то, что в январе мы платили проценты по внешним долгам».

Влияет на курс и любая информация об обострении ситуации на востоке Украины. И чем тревожнее информация, тем выше спрос на доллар. Даже повышение коммунальных тарифов может повлиять на курс: люди еще не приспособились к таким объемам затрат, поэтому многим приходится продавать часть валютных заначек, чтобы расплатиться.

СПЕКУЛЯЦИЯ. Посмотрим, как получился тот панический взлет курса доллара в 2015 году, о котором мы упоминали. Там «удачно» сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, доллар уже некоторое время рос относительно всех прочих основных валют мира. К началу 2015 года серьезные деловые издания Запада обсуждали возможные последствия такого сильного укрепления доллара для мировой экономики. Падение других валют относительно доллара продолжалось и в начале 2015-го, курс евро достиг минимума как раз к 1 марта. Но украинцы зациклены на долларе, и обращают мало внимания на другие валюты. «Доллар растет» для многих из нас синоним «гривна падает». На это настроение легла информация о резком обострении в зоне АТО (Дебальцево). И тут в игру включились спекулянты.

«Реальных оснований для такого взлета курса доллара не было, — утверждает Павел Мельник. — Это был чисто спекулятивный ажиотаж. Кто-то очень хорошо заработал».

По мнению Александра Охрименко, этому способствовали ошибки НБУ: перед этим практиковалось довольно либеральное рефинансирование банков: финучреждения имели избыток денег, которые при текущем состоянии экономики некуда было девать, а реальных ограничений в работе с валютой не было. Естественно, увидев перспективу роста курса доллара, банки охотно бросили на его скупку свободные средства.

Беспокойство. Любая тревожная информация ведет к росту доллара. Фото: М. Соколов/ТАСС

ПОДГАДЫВАЕМ ВРЕМЯ

Таким образом, если нам для чего-то нужна валюта, мы, используя приведенные выше подсказки, можем подгадать время для покупки долларов. Если мы заранее знаем, что нам придется менять крупную сумму валюты для какой-то покупки, мы точно так же можем постараться осуществить обмен в периоды ожидаемого относительно высокого курса. Важно следить за новостями — чтобы не пропустить то, что может повлиять на обычную динамику курса. И, конечно, не поддаемся панике и ажиотажным настроениям.

ПАРИТЕТ. Существует инструмент, который показывает, каким примерно должен быть курс доллара из чисто экономических соображений — без влияния вызванных новостями настроений толпы. Это так называемый инфляционный паритет. Его значение регулярно публикует компания MPP Consulting.

Этот метод построен на сопоставлении того, с какой скоростью обесцениваются две интересующие нас валюты. Если в одной стране инфляция заметно больше, чем в другой, то эта разница должна быть скомпенсирована движением курсов. То есть
более «инфляционная» валюта должна подешеветь относительно более устойчивой.

Как говорит Павел Мельник, если курс, рассчитанный по инфляционному приоритету, отличается от реального не более чем на 10%, это считается нормальным, и резких изменений курса не предвидится.

Если эта разница больше 10%, есть искажение в формировании курса — то ли за счет административного регулирования рынка, то ли за счет панических настроений. И в нормальных условиях, когда это влияние будет снято, реальный курс постарается приблизиться к паритетному. Если разница между реальным и паритетным курсом — более 50%, наличествует крупный дисбаланс, за которым последует резкое падение или взлет курса. Такая ситуация была в конце 2008 года (паритетный курс — 8,43 грн, реальный — 5,12 грн) и конце 2013 года (паритетный — 12,44 грн, официальный — 8,1 грн).
На конец 2016 года паритетный курс доллара составляет 26,17 грн. То есть реальный коммерческий курс должен быть в диапазоне 23,5—28,8 грн.

К примеру, возьмем все тот же взлет 2015 года. На конец 2014 года паритетным был курс был 15,91 грн, разница с реальным — 19%. В апреле — после того как паника схлынула — паритетный курс был 20,15 грн, на 19% ниже реального. А в июле, когда все совсем «устаканилось», был достигнут полный паритет — разница между курсами составила почти 0%.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Украина промышленная